Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. В Национальный перечень недвижимых объектов материального культурного наследия входит свыше 350 памятников в Ташкенте. Среди них – исторические жилые дома, на первых этажах которых уже много лет располагаются магазины, а также объекты сферы услуг и сервиса.
У каждой точки свой подход к привлечению клиентов – яркие вывески, декор, аксессуары на фасадной части, ландшафтные решения. Но здесь возникает большая проблема – как правило, все эти дополнения в лучшем случае не сочетаются с аутентичным обликом исторического здания, а в худшем, из-за неправильного ремонта и перепланировки, приводят объект в аварийное состояние. Возможно ли гармоничное сочетание интересов бизнеса и культурного наследия, что нужно делать, чтобы изменить сложившуюся ситуацию, читайте в материале, подготовленном на основе данных пресс-службы столичного хокимията.
В постановлении правительства о регулировании рынка наружной рекламы говорится, что в список зданий и прилегающих к ним территорий, считающихся свободными от рекламы, входят объекты культурно-исторического значения. Кроме того, в пункте 3.2.8. решения хокима Ташкента от 26 декабря 2007 года отмечается, что запрещается размещение внешней рекламы на объектах культурного наследия. Однако, как это часто бывает в нашей стране, законы работают только на бумаге.
При этом во многих европейских странах, а также в России, Грузии и Азербайджане владельцам и арендаторам исторических зданий запрещено даже устанавливать решетки и новые рамы без необходимого разрешения.
«Я абсолютно уверен, что города не могут быть законсервированы. Это относится и к памятникам культуры. Как только их начинают консервировать, то город умирает. Это, например, произошло с Венецией. Ташкент в этом отношении город очень живучий. Несмотря на то, что он каждые 50 лет, а может быть и в даже более короткие сроки меняет свой облик, от этого он не становится хуже», – отметил краевед Борис Голендер.
Однако, по его словам, все элементы архитектуры самых разных стилей должны быть сохранены, так как это и создает неповторимый облик города, ради этого и должны работать архитекторы, строители и жители.
Голендер добавил, что многие эксплуатируемые памятники прошлого – жилые дома – находятся на центральных улицах, а это выгодное место для коммерческих предприятий.
«Поэтому они и стараются, кто с умом, а кто и без ума. Конечно, необходимо, чтобы были какие-либо документы, которые могли бы установить правила, что можно делать, а что нельзя. Потому что до бесконечности достраивать фасады таких важных зданий для истории нельзя», – подчеркнул он.
По мнению профессора, доктора архитектуры Мавлюды Юсуповой, изданный в 2007 году документ о запрете размещения рекламы может быть вначале и работал, а потом на него просто перестали обращать внимание.
Она также отметила, что сейчас мы наблюдаем билборды и растяжки, яркую и выбивающуюся из общего контекста рекламу, которую делает арендатор помещений или хозяин того, или иного заведения.
«Бизнесмен должен всегда помнить, что это памятник архитектуры. Рекламу можно сделать очень стильную, например, модернизм и советский период сейчас в моде. Необязательно делать рекламу яркой и нарочитой. Конечно, необходимо следить, чтобы памятники архитектуры не были закрыты большими рекламными билбордами, которые сейчас стоят вдоль дорог. Люди должны видеть памятник. За этим должны следить органы районных хокимиятов и Агентство культурного наследия», – считает она.
Юсупова добавила, что памятники находятся в очень выгодных местах в центре города, они должны эксплуатироваться на благо жителей.
«Это закономерно – отдавать их под рестораны, какие-то выставочные павильоны, но при условии, что будет полностью соблюдаться вся аутентичность, то есть исторический облик этого здания. Реклама должна быть деликатной, она должна идти фоном, в первую очередь должно быть видно здание, туристы и жители столицы должны в первую очередь видеть красоту этого здания», – заметила она.
Юрисконсульт Управления культурного наследия Ташкента Батыр Тулаганов отметил, что, если объект культурного наследия находится в частной собственности, предприниматели имеют право их использовать. Но ремонт таких объектов должен проводиться под контролем и только после получения заключения в Научно-экспертном совете Агентства культурного наследия.
«Предприниматели должны представить свой проект на изучение совету, который после его рассмотрения разрешает или отказывает в проведении ремонтных работ. В Ташкенте часто происходят такие ситуации: несоответствие дверей, окон и решеток требованиям, самовольные пристройки. По таким фактам мы даем предупреждения и можем привлечь к административной ответственности. Согласно законодательству, на таких объектах запрещено размещать рекламу. Отдел мониторинга Управления культурного наследия Ташкента производит осмотр всех подконтрольных объектов в городе и предупреждает о неправомерном размещении рекламных носителей», – отметил он.
Эксперты считают, что необходимо провести адресный анализ каждого исторического здания, ведь кроме рекламных вывесок и разнообразия фасадов, из-за самовольных пристроек и перепланировки немало объектов находятся в аварийном состоянии.
После этого необходимо выработать единый документ, где будут собраны все требования и правила к владельцам магазинов и сервисных точек, расположенных в исторических зданиях.
Коммерческая деятельность в этих объектах, учитывая мировую практику, возможна, если приоритетом для бизнеса станет деликатность в отношении здания, а выдержанный стиль рекламы и фасада не нарушит общий облик.