Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Эксперты одного из ведущих проектных институтов Центральной Азии «Ташкент Метропроект» заявили о необходимости строительства пересадочного тоннеля между станциями «Пахтакор» и «Алишер Навои» Ташкентского метрополитена. Именно здесь в часы пик наблюдаются огромные заторы.
Кроме того, эксперты отмечают необходимость продления Юнусабадской линии от станции «Мингурик» в направлении Южного вокзала по улице Шота Руставели и до станции «Отчопар» (Ипподром) с пересадочной станцией «Олмазор» Чиланзарской линии. Это позволит значительно снизить нагрузку на Чиланзарскую линию, сообщает корреспондент Podrobno.uz.
Как сообщили Podrobno.uz в «Ташкент Метропроект», с началом нового учебного года возрастает нагрузка на общественный транспорт Ташкента, в частности на метрополитен. В настоящее время пассажиропоток увеличился до 600 тысяч человек в сутки. Этот рост обусловлен несколькими факторами.
Увеличение пассажиропотока вызвано строительством и вводом в эксплуатацию новых участков линий. В 2020 году введен участок Юнусабадской линии от станции метро «Шахристан» до станции «Туркистон», к Чиланзарской линии присоединен участок Сергелийской линии, который значительно увеличил пассажиропоток на данном направлении.
В 2023 году продолжаются работы по завершению кольцевой линии: первый этап от станции «Дустлик» до станции «Куйлюк», второй этап от станции «Куйлюк» до станции «Курувчи». В скором времени откроются еще две станции Кольцевой линии, последняя из которых «Кипчак» станет пересадочной на станцию «Чинар» Сергелийской линии.
Одной из самых загруженных линий оказалась Чиланзарская, соединяющая центр города с густонаселенными спальными кварталами Чиланзара и Мирзо-Улугбекским районом. Сегодня, с присоединением Сергелийской линии к Чиланзарской увеличился пассажиропоток как от существующих массивов Сергелийского района, так и от нового Янгихаётского района, где за последние годы произошла массовая застройка многоэтажными домами.
В связи с этим на пересадочных станциях «Пахтакор» Чиланзарской и «Алишер Навои» Узбекистанской линий в часы пик наблюдается затор: пассажирами переполнены помимо самих платформенных участков, вестибюли этих станций и эскалаторы, посредством которых осуществляется пересадка, что приводит к замедлению движения, пересечению потоков. Пассажирам порой приходится пропускать три-четыре состава, чтобы осуществить поездку до нужной станции.
Предлагаются следующие решения:
Платформенные участки станций «Пахтакор» и «Алишер Навои» необходимо соединить посредством пересадочного тоннеля. Это позволит перенаправить часть пассажиропотока через данный тоннель, в обход существующего вестибюля, где и наблюдается затор: на лестнице «Пахтакора» и эскалаторе «Алишера Навои».
Предлагаемый пересадочный тоннель длиной 120 метров будет иметь свое начало в середине станции «Пахтакор». Посреди платформы вниз будет обустроена лестница, ведущая в пересадочный тоннель. А на станции «Алишера Навои», также посреди платформы будет установлена наружная лестница, которая будет вести к пространству над путями, так как эта станция находится ниже станции «Пахтакор». Для примера можно привести пересадочный тоннель между станциями «Амира Темура» Чиланзарской линии и «Юнус Ражаби» Юнусабадской линии.
Строительство пешеходного пересадочного тоннеля между станцией «Пахтакор» и станцией «Алишера Навои» может быть проведено без остановки движения поездов на этих станциях. Появление тоннеля позволит снизить нагрузку на существующий вестибюль станций «Пахтакор» и «Алишер Навои» на 30%.
В дальнейшем предлагается реконструировать вестибюль с эскалаторами на станции «Алишер Навои», где и возникают заторы. В замен трех эскалаторов установить четыре. Что позволит разгрузить поток пассажиров.
Одним из решений снижения нагрузки на Чиланзарскую линию можно было бы рассмотреть строительство участка Юнусабадской линии от станции «Мингурик» в направлении Южного вокзала (по улице Шота Руставели). В два этапа: первый этап от станции «Мингурик» до станции «Жанубий», второй этап от станции «Жанубий» до станции «Отчопар» (Ипподром) с пересадочной станцией «Олмазор» Чиланзарской линии.
В контексте рассматриваемого нами вопроса загруженности станций «Пахтакор» и «Алишер Навои» данное решение обосновано. Ведь часть пассажиропотока, следующего по участку Сергелийской линии в направлении центра города, сможет пересаживаться уже на станции «Олмазор» на Юнусабадскую линию. Это позволит разгрузить Чиланзарскую линию на 20%, условно разделив пассажиропоток, движущийся в направлении центра на две части. Тем самым уменьшится нагрузка и на станции «Пахтакор» и «Алишер Навои».