Пятница, 29 ноября, 2024

Фаридун Саттаров: дебаты — важная веха развития избирательной культуры в Узбекистане

Это интересно

Фаридун Саттаров: дебаты — важная веха развития избирательной культуры в Узбекистане

Недавно прошел второй тур первых предвыборных теледебатов. Их проведение прежде всего направлено на всестороннее прояснение позиций кандидатов по важным аспектам предвыборных программ. Второй тур теледебатов пол посвящен обсуждению вопросов касательно внешней политики. Важность и значимость данного события была прокомментирована экспертом в области международных отношений Саттаровым Фаридуном Фотеховичем, доктором политических наук, заведующим кафедрой «Политология» в Университете мировой экономики и дипломатии.

Дебаты важная веха развития избирательной культуры в Узбекистане

Как вы думаете, эти предвыборные дебаты, организованные здесь впервые, оправдали ваши ожидания? Какова их значимость для нашего общества?

Значимость таких политических дебатов очень трудно недооценить. В политических науках есть такое понятие как «делиберативная демократия». Это есть модель демократии, при которой принятие политических решений, определение политической повестки и рассмотрение ключевых вопросов происходит в рамках рационального и аргументированного публичного дискурса, направленного на достижение консенсуса. Простыми словами, это та форма демократии, в которой мы как избиратели не просто выбираем, а выбираем обдуманно, совещаясь и обсуждая наши альтернативы. Проведенные политические дебаты между представителями кандидатов от политических партий способствуют развитию именно такого вида демократии, в которой мы решаем наше общее будущее путем открытых дискуссий. Предвыборные дебаты, с одной стороны, дают возможность избирателям понять политическую программу кандидатов в президенты. С другой стороны, такие дебаты создают тест-площадку или литмус-тест где политические идеи находят поддержку или опровержение общественности.

Каковы, если кратко изложить, особенности идей, выдвигаемых сегодня на предвыборных дебатах политических партий.

Здесь важно отметить, что на дебатах была продемонстрирована открытость политических партий к взаимному диалогу, а также разнообразие партийных подходов к наиболее актуальным вопросам, касающихся развития Республики Узбекистан. Значимым историческим моментом является то, что сегодня представители кандидатов от политических партий имеют возможность открыто, публично и без практически без ограничений обсуждать вопросы внешней политики нашей страны. Прошедшие первые в истории нашей страны политические дебаты, это уникальное для мероприятие, которые по согласованию со всеми партиями были организованы Национальной Телерадиокомпанией Узбекистана. Данные дебаты представляют собой важный вклад в дальнейшее укрепление основ демократической традиции и избирательных институтов нашей страны.

Как вы оцениваете мнения представителей кандидатов политических партий касательно вопроса регионального сотрудничества в Центральной Азии представленных в предвыборных программах?

Можно заметить, что по этому вопросу существует консенсус во всех партиях. Все они признают Центральную Азию в качестве приоритетного направления внешней политики Узбекистана. Сложно не заметить, что активная политика добрососедства, проводимая нашей страной в течение последних пяти лет, уже даёт свои плоды. Буквально на глазах, политическое, экономическое и гуманитарное пространство Центральной Азии стремительно трансформируется, приобретая совершенно новый облик. Мы видим упрощение визового режима и открытие десятков новых контрольно-пропускных пунктов на границах между странами. Жители региона теперь могут свободно навещать друг друга, планировать лечение в соседних странах, устанавливать деловые и культурные контакты. Также, впечатляющих результатов Узбекистан вместе со своими партнерами достиг в расширении региональной торговли путем налаживания новых воздушных, железнодорожных и автомобильных транспортных маршрутов. Более того, страны региона теперь совместно обсуждают направления сотрудничества, которые могут стать новой отправной точкой роста развития Центральной Азии, и в этом огромную роль здесь играет формат Консультативных встреч глав государств ЦА, инициатива создания которого принадлежит Узбекистану. Все отмеченные достижения – это показатели серьезного прогресса, который еще пять лет назад сложно было себе представить. Поэтому неслучайным выглядит то, что все политические партии осознают важность продолжения подобного проактивного и добрососедского курса в региональной политике нашей страны.

Какова ваша реакция на позиции политических партий по Афганистану?

В ходе дебатов были выявлены совпадения в позициях представителей партий в отношении ключевых вопросов, касающихся необходимости укреплении мира и стабильности в Афганистане, а также признания важности афганского фактора для безопасности Узбекистана и Центральной Азии. Всеми представителями кандидатов была обозначена важная роль обеспечения безопасности и стабильности в соседней стране для развития региональной торговли и транспортной инфраструктуры в направлении Южной Азии, которые в свою очередь тесно связанны с социально-экономическим развитие нашей страны и региона в целом. Необходимо отметить, что сегодня именно Узбекистан выступает с проактивной позицией в отношении запуска проектов в области взаимосвязанности Центральной и Южной Азии, в которых роль важнейшего связующего звена отводится Афганистану.

Как вы оцениваете разные подходы представителей кандидатов политических партий к сотрудничеству с международными организациями и зарубежными странами?

По данному вопросу позиции сторон были в достаточной степени диверсифицированными. Если Народно-Демократическая Партия отдает приоритет сотрудничеству со странами СНГ, то партия «Адолат» («Справедливость») выступает за приоритетное сотрудничество с такими ведущими акторами мировой политики и экономики, как США и страны Европейского Союза. Партия «Миллий тикланиш» («Национальное Возрождение»), в свою очередь, в целях защиты национальных ценностей, призывают к осторожности в сотрудничестве Узбекистана с международными организациями, особенно в вопросе вступлении нашей страны в некоторые из них. Здесь, как представляется, все же важен более взвешенный и сбалансированный подход, основывающийся на принципах здорового прагматизма и именно такой подход был представлен УзЛиДеп.

Какие конкретные подходы были озвучены в ходе дебатов по вопросу укрепления связей с соотечественниками за рубежом?

Касательно вопроса укрепления связей с нашими соотечественниками за рубежом, как и с вопросом регионального сотрудничества в Центральной Азии, можно заметить консенсус среди представителей кандидатов от политических партий. В целом надо отметить что инициатором активной политики и деятельности в этом направлении является партия УзЛиДеп, что ещё раз демонстрирует ее активность и лидерство в налаживании и укреплении связей с нашими соотечественниками за рубежом. Хотелось бы обратить внимание на инициативу этой партии по созданию Международного института им. Алишера Навои, который должен будет популяризировать узбекский язык, культуру и традиции за рубежом. Это, безусловно, станет важным шагом по дальнейшему развитию позитивного имиджа Узбекистана в мире в рамках политики открытости.

Ваше мнение о наиболее важных аспектах озвученных позиций представителями кандидатов по вопросам безопасности.

По данному вопросу представители кандидатов в президенты Узбекистана обозначили целый ряд угроз. Среди них угрозы экологического характера, информационные угрозы, которые оказывают негативное влияния на сознание молодежи, угрозы национальным ценностям. При этом надо отметить, что представители партий акцентировали внимание преимущественно на тех угрозах, которые затрагивают занимаемые политическими партиями ниши. Например, Экологическая партия обозначила экологию как важный фактор безопасности, партия «Миллий тикланиш», в свою очередь, обозначила защиту национальных ценностей как ключевое направление в сфере безопасности.

Как избирателю, мне бы хотелось услышать каким именно образом озвученные приоритетные направления связаны с ежедневными интересами избирателей. В качестве же эксперта, я хочу обратить Ваше внимание на то, что приоритетные направления политики безопасности, обозначенные политическими партиями, являются все же различными аспектами более широкого понятия вопроса безопасности. В области безопасности предпочтительней всего опираться на системный и холистический подход и принцип неделимости безопасности, в котором внимание акцентируется не на каком-то одном аспекте, а учитываются все взаимосвязанности и взаимовлияния.

Источник: nuz.uz

Новое на сайте

Другие подобные статьи