Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Руководитель сети супермаркетов korzinka.uz Зафар Хашимов прокомментировал безрадостную ситуацию, в которую попал отечественный общепит, который «выбрали жертвенным животным и козлом отпущения в войне с ковидом».
«Я считаю, что общепит есть квинтэссенция и форпост всего предпринимательства. Здесь сосредоточены самые творческие и смелые бизнес-люди, с нехилым аппетитом к риску, люди, которые начинали свой бизнес на свой страх и риск. Это тот сектор, который со скоростью света определит лучших и худших, это бизнес, в котором нельзя быть посредственным: в общепите ты либо успешный, либо тебя нет. Одним словом, этот бизнес однозначно не для слабонервных», – написал он на своей странице в Facebook.
Для горожан-клиентов общепита, добавил он, кафе и рестораны это не просто место, где мы заполняем свои желудки, это место для встреч с друзьями, близкими и любимыми людьми, место, где мы празднуем, общаемся, переживаем волнительные моменты, отмечаем важные события в своей жизни. Это очень эффективное место для переговоров, ведь когда люди разделяют трапезу, то доверие становится чем-то само собой разумеющимся и стороны гораздо быстрее приходят к своим договорённостям.
«Точки общепита – это своего рода социальные эпицентры города, к тому же с глубоким сентиментальным и эмоциональным значением. Сейчас невозможно представить современный город без развитого и динамичного общепита… Я не очень понимаю, почему именно общепит выбрали жертвенным животным и козлом отпущения в войне с ковид. Я уверен, что нет никакого достоверного исследования о том, что большинство заражений происходит именно в кафе и ресторанах. Оговорюсь, я согласен, что проводить большие торжества с многочисленными гостями в такой ситуации нельзя. Но я тут не о свадьбах и тусовках», – подчеркнул предприниматель.
Он добавил, что вчера ему позвонил друг и они договаривались встретиться за ужином.
«Договорившись о месте, я спросил о времени. Друг ответил, что надо пораньше, часов в 6 вечера, иначе до 8 поужинать не успеем. Это очень неудобно, но из-за безысходности, я согласился, и он сказал, что закажет столик. Я спросил, разве есть необходимость, там ведь всегда бывали свободные столики, тем более в такой час. Он ответил, что сейчас из-за ограничений времени все приходят в один и тот же промежуток времени и без заказа, мы останемся без стола», – написал Хашимов.
«И я вдруг подумал, что ограничение времени работы ресторанов и кафе, наоборот, служит стимулом ещё большей концентрации посетителей и такое ограничение контрпродуктивно, по сути. Ведь редко кто ужинает в 3 или 4, и, если нужно прийти на ужин, то все скопом должны успеть между 6 и 8 вечера, что увеличивает нагрузку и концентрацию посетителей в точках», – заметил он.
По его мнению, есть и более существенные риски.
«Часть точек общепита, как известно, вообще не соблюдают установленный режим, что есть очень плохо, ибо это порождает правовой нигилизм и коррупцию (ведь, наверняка, они не без «крыши» на такое решаются?!). Затем, как я написал выше, общепит – это авангард предпринимательства, причём достаточно экспрессивный. По тому, что происходит с общепитом, многие связывают и состояние бизнес климата в стране», – отметил он.
Возможно, заметил Хашимов, общепит далеко не самая весомая часть экономики, но они очень на виду, они вокальны и их проблемы сильно вредят имиджу государства в пиар-борьбе за сердца и умы широкого круга предпринимателей.
«Недавно, когда я написал пост про то, что делать бизнес в стране за последние годы стало гораздо проще, что есть абсолютно объективная правда, многие комментаторы в качестве контраргумента писали про то, что происходит сейчас с общепитом. Я хочу сказать, что эти неэффективные со всех сторон меры, еще и наносят диспропорциональный урон в восприятии уровня поддержки предпринимательства в стране. Эту ситуацию нужно срочно исправлять», – считает предприниматель.
По его словам, можно написать ряд разумных мер, при соблюдении которых заведения общепита могут работать без прочих неоправданных ограничений по времени или локации.
«Я хочу верить, что эпидемия скоро пройдёт, но, если мы выйдем из этого без наших излюбленных точек и заведений, вкус жизни, во всех смыслах, уже никогда не будет прежним», – заключил он.