Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Если один физик, отвечая на вопрос, что тяжелее, перо или кирпич, скажет: «все объекты падают с одинаковой скоростью, но сопротивление воздуха тормозит падение пера», то другие физики полностью с ним согласятся.
Но экономисты очень часто расходятся во мнениях по одному и тому же вопросу, потому что, большинство из них обычно относятся к двум конкурирующим экономическим школам: кейнсианской экономике и экономике свободного рынка.
Более того, при прогнозировании экономических показателей экономисты по-разному оценивают важность определенных экономических факторов, таких как валовой внутренний продукт (ВВП), инфляция, безработица и процентные ставки.
В последние годы появились сторонники «новейшей» школы. Они критикуют обе школы, и кейнсианскую, и свободный рынок, при этом не предоставляя эмпирические данные и расчеты в пользу своих экономических размышлений.
Так, в своей статье один из решительных сторонников «новейшей» школы Абдулла Абдукадыров скептически относится к тому, что в следующие пять лет в Узбекистане ВВП на душу населения вырастет в 1,6 раза, а к 2030 году доход на душу населения увеличится до более 4000 долларов и Узбекистан станет одной из стран с доходом выше среднего. Кроме того, он считает таргетирование инфляции тормозом экономического роста.
Ранее Абдулла Абдукадиров уже выражал собственное мнение о кредитном рынке Узбекистана, надежности узбекских банков и нормативных требованиях ЦБ, с котором был не согласен экономист Абдулла Камалов, объективно указав на ряд неточностей, которые допустил Абдукадиров.
В данной статье Абдулла Камалов продолжает не соглашаться с Абдуллой Абдукадировым и приводит убедительные аргументы, отвечая на вопросы, поставленные в новой статье Абдукадирова.
I. Увеличение ВВП на душу населения
Экономический рост – одна из основных проблем, стоящих перед всеми странами. Динамика экономического роста используется для оценки развития национальной экономики, уровня жизни населения, решения проблемы ограниченности ресурсов.
По оценкам, к 2026 году ВВП Узбекистана достигнет 107 млрд долларов. Учитывая, что в 2021 году этот показатель составит около 67 млрд. долларов, эти цифры означают, что в следующие 5 лет ВВП увеличится еще на 39 млрд долларов. Следовательно, ВВП на душу населения увеличится в 1,6 раза с 1750 до 2800 долларов в течение следующих пяти лет, когда численность населения достигает около 38 млн человек.
Вопросы, заданные экономическими экспертами, предполагают необходимость подробных объяснений того, как эти цели могут быть достигнуты.
В первую очередь, следует отметить, что в 2018 году ВВП Узбекистана составил 50,4 млрд долл. США, в то время как численность населения достигла 32,7 млн человек. В данный период ВВП на душу населения составил 1529 долл. США. В 2019 году ВВП вырос на 14,6% (с 50,4 до 57,7 млрд долл. США) по сравнению с 2018 годом. В тот же период ВВП на душу населения увеличился на 12,4% с 1529 до 1719 долл. США и прирост населения составил 2% (с 33,3 до 33,9 млн человек).
При среднегодовом приросте ВВП на душу населения в 13% предполагает увеличение этого показателя в 1,8 раза до 2026 года. И мы говорим о 1,6 раза.
Более того, в прошлые годы Узбекистану удавалось удвоить ВВП на душу населения. В частности, за 2007-2011гг. ВВП на душу населения вырос в 2,9 раза, за 2012-2016гг – 1,3 раза.
Опыт других стран СНГ также показывает, что экономический рост будет ускоряться на фоне макроэкономической стабильности после перехода к таргетированию инфляции (ИТ). Например, Армения приняла ИТ с января 2006 года. Следовательно, в периоде 2007-2011 ВВП на душу населения увеличился в 1,6 раза. За этот период среднегодовая инфляция составила 6,5%. В 2014-2019гг. ВВП на душу населения вырос в 1,2 раза с 3986 до 4623 долл. США, когда среднегодовая инфляция составила 1,5%.
Рис.1. ВПП и ВВП на душу населения в Узбекистане
Рис.2. Экономический рост и инфляция в некоторых странах СНГ
ВВП на душу населения в Грузии увеличился в 1,7 раза в 2010-2014 годах после перехода на таргетирование инфляции в 2009 году. За тот же период среднегодовая инфляция составила 3,5%.
Национальный банк Казахстана объявил о переходе на режим таргетирования инфляции в 2015 году. Всего за 3 года (2017-2019гг.) ВВП на душу населения увеличился в 1,3 раза. Среднегодовая инфляция составила 6,2%.
Источники и механизмы экономического развития страны в 2022-2026 годах
1. Промышленный сектор
Основным драйвером ожидаемого роста будет промышленный сектор. В частности, ожидается, что валовая добавленная стоимость в промышленном секторе в 2021 году достигнет 17 млрд. долларов, а в 2026 году этот показатель достигнет 30,6 млрд. долларов.
К 2026 году ожидается увеличение доли промышленности в структуре экономики страны с 24% до 29% за счет среднегодового роста на 15-20% в горно-металлургической, химической и текстильной отраслях.
В частности, в горно-металлургической отрасли планируется увеличить производство золота на Алмалыкском ГМК в 1,8 раза, серебра – в 1,3 раза, меди катодной – в 1,9 раза, Навоийской ГМК – на 14,3%, серебра – в 3 раза. В частности, на Узметкомбинате планируется увеличить производство металлопроката в 2,4 раза, а его экспорт – в 1,7 раза. Самое главное, что 100 вновь разрабатываемых месторождений в секторе планируется продать частным инвесторам для реализации инвестиционных проектов.
Экспорт в химической и газохимической промышленности увеличится в 3,3 раза за счет реализации 68 проектов на сумму 15 млрд долларов в 6 химических и газохимических кластерах, в том числе включая 44 проекта на сумму 11,5 млрд долларов в сфере органических продуктов и полимеров, 9 проектов на сумму 2,1 млрд долларов по производству минеральных удобрений, 15 проектов по производству реагентов и другой химической продукции на сумму 1,3 млрд долларов. В частности, увеличение производства минеральных удобрений в 1,6 раза будет способствовать развитию сельского хозяйства.
Еще одним движущим сектором является текстильная промышленность, которая, по прогнозам, удвоится в 2022-2026 годах. Производство пряжи увеличится в 3 раза, трикотажа – в 2,4 раза, готовых швейных изделий – в 1,7 раза, чулочно-носочных изделий – в 1,4 раза. Ожидается, что в отрасли будет создано 195 тысяч новых рабочих мест, производительность труда повысится на 33%, а экспорт увеличится в 2,7 раза.
2. Сельское хозяйство
В сельском хозяйстве планируется увеличить урожай хлопка с 30 ц/га до 40 ц/га, зерновых культур с 65 ц/га до 71 ц/га. При этом особое внимание будет уделено строительству интенсивных садов и виноградников на сумму 1,1 млрд. долларов, развитию агросервисов, агро-логистики, семеноводства, а также цифровизации отрасли. Кроме того, планируется ввести в эксплуатацию 887,8 тыс. га дополнительных земель и увеличить на 1,2 млн. га земли с использованием водосберегающих технологий.
3. Услуги
По мере развития экономики стран доля услуг в ВВП будет увеличиваться. В нашей стране развитие туризма, транспорта и финансовых услуг в 2022-2026 годах станет одним из драйверов экономического роста. К 2026 году объем финансовых и страховых услуг прогнозируется на уровне 11,7 млрд долларов, а доля в ВВП составит 11%.
При этом планируется увеличить отношение активов коммерческих банков к ВВП на 55% (дополнительно 21 млрд долларов США) и увеличить депозитную базу до 27% ВВП (дополнительно 15 млрд долларов США) за счет трансформации и приватизации в банковском секторе.
Учитывая потенциал туризма в Узбекистане, особенно развития паломнического туризма, к 2026 году намечено динамично развивать инфраструктуру для туристической отрасли, усовершенствовать нормативно-правовую базу туризма, чтобы увеличить количество иностранных туристов с 5 млн до 12 млн и как минимум удвоить количество гостиниц. Следовательно, доля туризма в ВВП составит 824 млн долларов.
Например, правительственные чиновники Малайзии и Индонезии заявляют, что каждый год более 1 млн туристов из их стран хотят посещать нашу страну с целью паломничества. Чтобы в полной мере воспользоваться этими возможностями, в ближайшие 5 лет планируется построить гостиницы, отремонтировать дороги, соединяющие туристические центры, развить транспортную систему, широко внедрить механизм государственно-частного партнерства для повышения качества услуг. Узбекистан, расположенный в центре Великого шелкового пути, имеет очень высокий транзитный потенциал. За счет улучшения инфраструктуры, применения гибких тарифов и формирования новых перспективных маршрутов транзитный потенциал страны увеличится с 7 млн тонн до 16 млн тонн.
Чтобы воспользоваться этими скрытыми возможностями, в рамках проекта «В одну сторону – одно место», который определен как ключевое направление развития транспортных услуг, в 2022-2026 годах будут развиваться и модернизироваться автомобильные и железные дороги, авиалинии, логистики и почтовые услуи.
В частности, будут электрифицированы 92,3 км второй высокоскоростной железной дороги Навои-Бухара и 79 км железной дороги Шовот-Караозак, 465 км железной дороги Бухара-Мискен-Ургенч-Хива. Строительство платных дорог Ташкент-Самарканд и Ташкент-Андижан (4,2 млрд долларов) будет завершено на основе государственно-частного партнерства. Только электрификация железной дороги Бухара-Хива и запуск высокоскоростного маршрута сократят время в пути на 5 часов и увеличат пассажиропоток со 149 тысяч до 1,4 миллиона в год.
За счет чего это будет достигнуто?
Во-первых, доля экспорта сырья в структуре экспорта снизится с нынешних 46% до 23%, а объем готовой продукции увеличится в 2,5 раза.
Во-вторых, задача – довести объем экспорта сельскохозяйственной продукции до 7 млрд долларов. За счет освоения 400 тыс. га в ближайшие пять лет площади интенсивных садов увеличатся в три раза, а теплиц — в два раза. Это увеличит экспортный потенциал страны еще на 1 млрд долларов.
В-третьих, Узбекистан будет развивать туризм, который используется недостаточно, и его экспорт достигнет 1,8 млрд долларов.
В-четвертых, объем индустрии программных продуктов увеличится в 5 раз, а их экспорт увеличится в 10 раз до 500 млн долларов.
В-пятых, более 2000 наименований готовой продукции будут экспортированы в страны Европы по системе GSP+.
5. Налоговая политика и теневая экономика
Один из основных механизмов поддержки предпринимательства в нашей стране – снижение налоговой нагрузки. В результате снижения ставки НДС с 20% до 15% с 1 октября 2019 г., резкого снижения подоходного налога и социальных выплат и введения нового Налогового кодекса с 1 января 2020 г., а также внедрение электронной подачи и получения счетов-фактур происходит переход населения и хозяйствующих субъектов из «теневой экономики» в формальную экономику.
Если говорить о дальнейших перспективах, то, согласно оценкам, чистые налоги в ВВП страны снизятся на 5,2% к 2026 году с 7,4% в 2020 году. Ставка НДС снизится с 15% до 12% в 2023 году. С 2022 года ставка налога на имущество организаций будет снижена с 2% до 1,5%. Эти налоговые реформы, наряду с рядом других мер, принятых в последние годы, побуждают физических и юридических лиц переходить из теневой экономики в формальную экономику.
Согласно эмпирическому исследованию, проведенному Всемирным банком, уменьшение размера «теневой» экономики на 1 процент по отношению к ВВП приведет к среднему увеличению налогов на 0,125 процента ВВП. Увеличение налоговых поступлений будет стимулировать экономический рост и увеличит государственные расходы на социальную поддержку населения.
С другой стороны, Снижение налоговой нагрузки приведет к увеличению реальных доходов населения и предпринимателей и, как следствие, к увеличению совокупного спроса, переходу экономической деятельности из «теневой экономики» в формальную экономику и росту ВВП за счет частных и иностранных инвестиций.
II. Инфляционное таргетирование для обеспечения макроэкономической стабильности
Общеизвестно, что низкая и предсказуемая инфляция является основой для устойчивой макроэкономической сбалансированности, которая в свою очередь создает благоприятные условия для проведения последовательных структурных реформ, что, в конечном итоге, способствует экономическому росту.
Роберт Барро из Гарвардского университета проанализировал данные по 120 странам, зарегистрированным в период с 1960 по 1990 год, чтобы оценить издержки инфляции для экономики реального мира.
Результаты его исследований заключаются в том, что увеличение среднего уровня инфляции на 10 процентных пунктов в год, по оценкам, приведет к снижению темпов роста реального ВВП на душу населения на 0,2-0,3 процентных пункта в год и снижению отношения инвестиций к ВВП на 0,4- 0,6 процентных пункта.
В течение длительных периодов эти изменения в темпах роста оказывают драматическое влияние на уровень жизни. Например, снижение темпов роста на 0,2-0,3 процентных пункта в год означает, что уровень реального валового внутреннего продукта через 30 лет снизится на 4-7%.
Согласно ежегодному отчёту МВФ Annual Arrangements and Exchange restrictions за 2020, число стран, которые объявили инфляционное таргетирование своим основным инструментом денежно-кредитной политики, составляет 43. Среди стран ближнего зарубежья инфляционное таргетирование применяется в Армении (2006г.), Грузии (2009г.), Молдове (2010г.), Украине (2016г.), Казахстане (2015 г.) и России (2014 г.).
Большинство исследований, посвященных странам с развивающейся экономикой, показывают, что инфляционное таргетирование значительно сокращает средний уровень и волатильность инфляции. (Mishkin and Schmidt-Hebbel, 2007; Edward R. Gemayel, et al, 2011; Samarina A., et al, 2013).
В своем исследовании Galina Hale и Alexei Philippov (2015) на примере 10 развитых (ОЭСР) и 16 развивающихся стран, привели интересное наблюдение, что после введения инфляционного таргетирования показатель роста ВВП вырос примерно на 0,5 п.п. в странах с развитой экономикой. Также, эмпирические результаты исследований показали, что внедрение ИТ привело к росту ВВП на 0,6 п.п. в развивающихся и на 1 п.п. в развитых странах.
Логика действий Центрального банка Узбекистана
Стоит обратить внимание, что в комментарии к концепции реализации денежно-кредитной политики, опубликованных в мае 2021 года, ЦБУ дал разъяснения причин отказа от монетарного таргетирования в пользу инфляционного. По результатам проведенных эмпирических анализов за период 2005- 2017 гг., между уровнем инфляции, дефлятором ВВП и изменением денежной массы не была найдена четкая и устойчивая взаимосвязь.
В режиме таргетирования инфляции операционная цель Центрального банка заключается в поддержании процентной ставки на межбанковском денежном рынке на уровне или около базовой ставки.
Сохранение процентной ставки межбанковского денежного рынка близкой к базовой ставке позволяет переносить влияние решений Центрального банка по ужесточению или смягчению денежно-кредитных условий на стоимость банковских ресурсов на денежном рынке, что отражается в инвестиционных и потребительских решениях экономических агенты.
С этой целью ЦБ совершенствует инструменты денежно-кредитной политики. В частности, для проведения операций по абсорбированию ликвидности используются облигации ЦБ, депозитные аукционы и депозиты овернайт. В свою очередь, операции по предоставлению ликвидности осуществляются через аукционы РЕПО, аукционы валютного свопа, овернайт РЕПО, овернайт валютный своп.
При этом, регулятор не ставил перед собой задачу удерживать абсолютный размер денежной массы на одном и том же уровне. По состоянию на 1 сентября т.г. денежная масса в широком определении (М2) увеличилась в 2,4 раза по сравнению с 1 январем 2017 года. За этот период объем наличных денег в обращении (М0) вырос в 2,1 раз.
Рис.2. Динамика наличных деньги в обращении (М0) за 2013-2021 гг.
Согласно отчёту регулятора по денежно-кредитной политике за второй квартал 2021 г., ссуды, займы банков и иностранные кредитные линии были основными драйверами роста инвестиционного спроса. Ключевыми факторами роста ВВП указывается продолжение фискального стимулирования экономики в 2021 году, восстановление совокупного спроса на фоне неизменных монетарных условий в четвертом квартале 2020 года и первой половине 2021 года.
Роль фискальной политики в текущих условиях также важна на международном уровне, и усиление фискальных стимулов, как и в нашей стране, наблюдается практически во всех зарубежных странах.
В ближайшие годы сокращение дефицита за счет роста доходов бюджета и оптимизация бюджетных расходов будет играть важную роль в обеспечении макроэкономической стабильности и достижении таргета инфляции.
Обеспечение в среднесрочной перспективе низкого и стабильного уровня инфляции является важным фактором макроэкономической сбалансированности, так как это создает необходимые условия для социальных улучшений, повышения инвестиционной активности, продолжения структурных реформ, что способствует экономическому развитию.
Усилия по обузданию инфляции рано или поздно окупятся с точки зрения достижения более высокой долгосрочной производительности и обеспечения более высокого дохода на душу населения. В условиях стабильности внутренних цен у населения и бизнеса будет возможность сохранять покупательную способность, а также сбережения в национальной валюте. Это повышает уверенность при средне — и долгосрочном планировании расходов и инвестиций.
Конечной целью достижения низкого и стабильного уровня инфляции, несомненно, является улучшение социально-экономической ситуации в стране с поддержанием высокого уровня благосостояния населения.
Ранее эксперт ЦЭИР Ф.Давлетов отвечая на доводы А. Абдукодирова о том, что инфляция не страшна для Узбекистана, уже аргументировал, что низкая инфляция способствует как занятости, так и производительности, что приводит к повышению производственных мощностей, и как следствие к более высокому росту.
«Инфляция влияет на рост, потому что в инфляционной среде предприятия склонны сокращать инвестиции как результат увеличения фактической цены капитальных товаров, которая помимо рыночной цены, включает издержки хранения денег для покупки нового капитала».
Предприятиям нужны деньги для покупки капитальных товаров, а сокращение «реального баланса» фирм увеличит эффективные затраты на покупку нового капитала. В этом направлении, эмпирическая связь между инфляцией и ростом проанализирована со стороны многих ученых. Например, исследование Ж. Грегорио, бывшего управляющего Центрального Банка Чили и министра экономики, показало, что в странах Латинской Америки, в период с 1950 по 1980 годы, рост ВВП на душу населения был бы по крайней мере на 25% выше, если бы уровень инфляции составлял бы половину своего уровня за тот же период.