Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Знаменитый российский театр «Сатирикон» приехал на гастроли в Ташкент. Корреспонденту Podrobno.uz удалось пообщаться с худруком театра, известным актером и режиссером Константином Райкиным, который рассказал о своих впечатлениях от Ташкента, влиянии сатиры на власть и, к сожалению, ставших уже традиционными походах в театр в трико.
– Что для вас Ташкент? О чем вспоминалось, когда вы ехали в Узбекистан?
– Я скажу про себя, папин ташкентский опыт мне менее знаком, я знаю, что он был в Ташкенте с гастролями и недолго жил в эвакуации. У меня тоже богатый опыт в общении с Ташкентом, он занимает большое место в моей профессиональной памяти. Можно сказать, это город молодого опыта, я приезжал сюда с концертами и большими спектаклями еще при СССР, это был один из мощнейших городов в республиках Союза, их было три, об этом и отец говорил.
Это была Одесса, совершенно замечательный по публике город, смесь разных культур с прекрасным чувством юмора, живой и эмоциональный. Был город Баку, в котором тоже была удивительная смесь разных культур, и, конечно же, Ташкент. Удивительный город – подарок, так это было тогда. Восстановление после землетрясения, эвакуация во время войны, – эти беды послужили источниками культурного притока сюда. Поэтому с большим волнением встречаюсь с ним снова, это город моей молодости.
Есть такое поверье, что не стоит возвращаться туда, где ты был когда-то счастлив. Но судьба распорядилась иначе и вот мы встречаемся опять и с волнением начали гастроли. В позднейшей истории нашего театра это первые такие гастроли в Ташкенте. Вчера они прошли с большим успехом, хоть и были сложности с графиками не по нашей вине.
– Константин Аркадьевич, в прежние годы в театр мужчины ходили в костюмах с отутюженными брюками, дамы в нарядных платьях… Сейчас ходят чуть ли не в тренировочных штанах, дамы в брюках, как Вы к этому относитесь?
– Я, конечно, против тренировочных штанов. Для меня, как актера, важно, чтобы публика пришла нарядная, это создает торжественную творческую обстановку. И как зритель, когда бываю в театре, когда прихожу в зрительный зал, в том числе и в моем театре, всегда думаю о том, чтобы мой внешний вид соответствовал высокой ауре театра.
– Театр – это развлечение и отдых?
– Я не думаю, что произведения Шекспира и Островского это развлечение и отдых. Наверное, развлекательная составляющая есть в этом, но театр – это серьезное искусство, большая работа для зрителя, работа души, интеллекта, для этого нужно что-то знать, это искусство, которое требует определенной подготовки. Так вот просто, ничего не зная, ничего не читая, я не думаю, что театр будет понят таким зрителем, который не привык работать головой и сердцем. Он рассчитан на определенную потребность души, так я думаю.
– Сатира перестала действовать на власть?
– Искусство – это вообще средство борьбы. Жизнь так устроена, что сейчас искажаются все духовные установки и многое переворачивается с ног на голову у всего человеческого общества. Поэтому искусство вправляет духовные суставы, важно белое называть белым, черное черным. Сейчас изолгались слова, часто за высокими словами скрыты низкие намерения. Это всегда было так, но сейчас особенно обострилось, поэтому и нужен театр, чтобы восстановить какие-то важные духовные нравственные основания, мне кажется, это очень важно.
Этим всегда занимался русский театр независимо от жанра, это может быть и комедия. Например, в спектакле «Доходное место» такие страсти кипят и такие страшные вещи происходят, хоть это и комедия и там много смешного, но это очень серьезное и глубокое произведение, которое долгие годы было запрещено цензурой.
– Когда актер читает стихи – он вкладывает в это свой опыт, свои знания или это происходит интуитивно?
– Нет, вовсе не интуитивно, этому учат, это сложная задача – читать стихи, особенно в большом зале перед зрителями, когда держишь его внимание в течение двух-трех часов.