Полтора года назад Узбекистан и Казахстан, как и весь мир были застигнуты врасплох внезапным появлением и распространением COVID-19. Никто не знал, как долго продлится глобальная пандемия, не говоря уже о готовности к последствиям. Правительства двух стран, следуя инструкциям Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), вводили различные меры национальной изоляции, включая карантины, приостановку работ несущественных предприятий и ограничение движения транспорта. В этих условиях интересы малого и среднего бизнеса (МСБ) отошли на второй план, уступив место более глобальным задачам. В то время как в развитых странах меры по поддержке МСБ включали денежную помощь и различные налоговые льготы со стороны государства, в Узбекистане и Казахстане в этом плане картина выглядела скромнее.
По данным Всемирного Банка, ключевую роль в увеличении ВВП в Узбекистане сыграл сектор МСБ – до 59.4%, заметно выросший с 2017 года. Несмотря на ряд административных и налоговых проблем, доля активных предпринимателей в секторе МСБ Узбекистана составляет всего 76%, где большая часть задействована в торговле – 27.6%, в промышленности – 17.6%, строительстве – 8.7%, в сельскохозяйственном секторе – 8.9%. Успехи и активность малых и средних предприятий страны объясняется рядом амбициозных экономических реформ, начатых новым правительством в 2016 году, для которого развитие сектора МСБ стало приоритетом. Благодаря реформам и новому экономическому настрою наблюдалось увеличение новых предприятий на 32%.
Стоит отметить, что в течение последних пяти лет казахстанский сектор МСБ играл все более заметную роль в экономике страны, доля вклада во внутренний валовый продукт (ВВП) выросла до 31% в 2019 году против 28% годом ранее. По данным Национального бюро по статистике Казахстана, до пандемии в стране было зарегистрировано 1.3 миллиона малых и средних предприятий, включая индивидуальных предпринимателей (ИП).
Влияние пандемии
В ходе недавнего исследования Института Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС) «Влияние COVID-19 на микро, малые и средние предприятия (ММСП) в отдельных странах ЦАРЭС: Пакистан, Узбекистан, Казахстан, Грузия» был проведен опрос 1145 компаний в период с декабря 2020 года по январь 2021 года, спустя девять месяцев после введения ограничительных мер, связанных с пандемией. Исследование проанализировало как ММСП справились с перебоями в ведении бизнеса в странах Центральной Азии.
Кризис рождает новые возможности для роста и развития. И настоящий не стал исключением. Узбекские малые и средние предприятия среди позитивных явлений назвали увеличение внутреннего и международного спроса, появление новых продуктов, сервисов и каналов продаж, появление новых видов доставки, улучшенный доступ к финансированию. Среди негативных причин были названы – уменьшение продаж (49%), сокращение внутреннего (40%) и международного (13%) спроса, временное закрытие (33%), потеря контрактов и клиента (22%), трудности в поставках, уменьшение источников финансирования, и другое. Помимо различных мер изоляции, правительства Центральноазиатских стран реализовали различные меры поддержки бизнеса, включая налоговые льготы для компаний. В Узбекистане только небольшая часть предприятий смогла получить государственную помощь (11%), из них только две трети малых компаний признали поддержку со стороны правительства как адекватную.
В отличие от Узбекистана, правительство Казахстана выделило около 300 млрд тенге ($713 млн долларов) на поддержку местного бизнеса. Кроме того, меры по поддержке малых и средних предприятий включали: гарантии кредита, прямые поступления наличных, финансовая поддержка предприятий, не желающих увольнять сотрудников, тренинг по переходу в онлайн режим. Наибольшее позитивное влияние пандемии ощутили предприятия из строительного и производственного секторов, 30% из которых отметили, что нашли новые возможности для роста в 2020 году. Несмотря на государственную поддержку и рост диджитализации в целом по стране, казахстанские малые и средние предприятия не были готовы к переходу в онлайн режим в срочном порядке.
Более половины опрошенных предприятий Узбекистана и Казахстана использовали традиционные каналы продаж, а фермеры и вовсе признались, что не собираются использовать платформы для онлайн продаж. Казахстанские малые и средние предприятия (производство, торговля, сервис и сельское хозяйство) отметили, что нахождение новых рынков и покупателей (29%), а также увеличение онлайн продаж (23%) помогло справиться с негативными последствиями пандемии. Более половины респондентов отметили, что им пришлось прибегнуть к внешней помощи, из этого числа в зависимости от величины предприятия, 22% обратились к друзьям и родным за поддержкой, и всего 17% — к государству. При этом из них адекватную господдержку отметили только 31% опрошенных компаний. В целом, большая часть малых и средних предприятий Казахстана и Узбекистана не получала какой-либо внешней поддержки во время пандемии. Из тех компаний, которые имели доступ к государственной поддержке, наиболее популярными были меры финансовой помощи, такие как налоговые льготы, льготные ссуды и другие меры для поддержки движения денежных средств. За кризисом последовали увольнения: около 35% казахстанских малых и средних предприятий сократили численность персонала в ноябре по сравнению с февралем 2020 года. Аналогичная картина наблюдалась и с точки зрения найма временного персонала. Очевидно, что к ноябрю 2020 года предприниматели либо восстановили численность сотрудников, либо нашли другие способы справиться с замедлением роста бизнеса. В большей степени это сказалось на таких условиях занятости, как заработная плата и рабочее время.
Сравнительный анализ исследования ЦАРЭС показал, что больше всего от пандемии пострадали грузинские ММСП – 60% были вынуждены прибегнуть к временному закрытию своего бизнеса, тогда как в Казахстане чуть менее половины, а в Узбекистане всего треть пришлось закрыть на неопределенный срок.
Как можно улучшить ситуацию?
Как отмечают эксперты, проводившие исследование Института ЦАРЭС, вклад малого и среднего бизнеса в ВВП Казахстана очень низок, что отрицательно сказывается на динамизме и устойчивости к экономическим потрясениям, не говоря уже о предоставлении рабочих мест. Правительству следует серьезно рассмотреть меры по диверсификации и увеличению доли малых и средних предприятий в экономике за счет приватизации, улучшения доступа к финансам, улучшения инфраструктуры, повышения квалификации и так далее. Вместо того, чтобы просто предлагать налоговые льготы (которые, как правило, лишь отсрочивают выплаты, но не решают проблемы, лежащей в основе падения спроса), госорганы могут предоставлять МСБ более адресную финансовую помощь – дешевые или беспроцентные ссуды, снижение налогов.
Результаты исследования показали, что фирмам необходимо срочно диверсифицировать каналы продаж. Использование онлайн-продаж находится на очень низком уровне в обоих странах, что затрудняет для предприятий быстрое выявление новых клиентов и пробелы на рынке. Правительствам отводится четкая роль в содействии этой цифровой трансформации путем инвестирования в Интернет и широкополосную инфраструктуру, оказания помощи и первоначального субсидирования интернет-соединений. Им также следует рассмотреть возможность создания национальных интернет-платформ, облегчающих торговлю и продажи для малого и среднего бизнеса.
Другое важный момент – финансирование малых и средних мероприятий и неформального бизнеса, которые сталкиваются с серьезными препятствиями при получении доступа к финансам. Помимо более адресной помощи, следует повысить способность банков и финансовых посредников предоставлять ссуды путем смягчения требований к залоговому обеспечению и созданию резервов, предоставления частичных гарантий по кредитам, создания стандартной документации для заявки на получение кредита.
Анализ также показал, что внешняя торговля может быть важным механизмом преодоления трудностей, связанных с пандемией, а также повышением устойчивости компаний (экспорт может помочь компенсировать падение внутреннего спроса), а также важным каналом передачи инноваций и диверсификации цепочек поставок. Улучшение бизнес-среды, упрощение регулирования и налогообложения для малых и средних предприятий должны стать национальными экономическими приоритетами во всех исследуемых странах ЦАРЭС. Это поможет обеспечению устойчивого постковидного восстановления.
Об институте ЦАРЭС
CAREC Institute — Институт Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС) — это межправительственная организация, совместно управляемая 11 странами-членами – Афганистана, Азербайджана, Китайской Народной Республики (КНР), Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Монголии, Пакистана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана — со статусом международной организации в КНР, занимающаяся продвижением экономического сотрудничества между членами ЦАРЭС посредством исследований, наращивания потенциала, информационно-разъяснительной работой и партнерства.