Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Трагедия с гибелью детей после приема индийского препарата «Док-1 Макс» потрясла весь Узбекистана. При этом она четко показала, что в сферах здравоохранения и фармацевтики в стране сохраняется ряд серьезных проблем. Только комплексный подход и вовлечение всех заинтересованных сторон позволит предупредить возникновение подобных ситуаций в будущем.
Общенациональное движение «Юксалиш» предложило пять простых шагов, чтобы изменить сложившуюся ситуацию.
В первую очередь необходимо пересмотреть ситуацию с бесконтрольным приемом лекарств. Сегодня граждане чаще консультируются с аптекарем, какое лекарство принять в той или иной ситуации, а не с врачом. Легкая доступность большого спектра препаратов без рецепта врача создает риск несоответствующего употребления медицинских препаратов.
Исследования, проведенные в разных странах мира, показывают, что в среднем побочные действия наблюдаются у 10-20 процентов госпитализированных больных, причем в развивающихся странах этот показатель в два раза выше. Обратите внимание, в 2008-2018 годах в Узбекистане было зарегистрировано 2300 обращений в связи с ухудшением здоровья от самолечения лекарственными средствами.
Для этого нужно запретить прямую рекламу лекарственных препаратов в медиа. Подобная практика есть во всем мире. В частности, на первом этапе осуществлять рекламу лекарств только с разрешения Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей. В будущем рассмотреть возможность запрета прямой рекламы лекарств в СМИ. Рассмотреть опыт Турции, Швейцарии, Канады и других стран в этом направлении.
Согласно данным ВОЗ, реклама лекарственных средств способствует росту уровня бесконтрольного употребления лекарственных средств и самолечения. Самолечение занимает пятое место по смертности, уступая травмам, заболеваниям системы кровообращения, онкологическим и пульмонологическим болезням.
Потребители недооценивают риски побочных эффектов от употребления медикаментов, их совместимости, индивидуальной реакции организма. Ситуацию еще более усугубляет отношение покупателей к лекарствам как обычным потребительским товарам. Этот вопрос актуален для Узбекистана, где на 100 тысяч человек в среднем приходится 25-27 аптек.
Во-вторых, предлагается усилить ответственность за нарушение законодательства о рекламе лекарственных средств.
В прошлом году в новой редакции был принят закон «О рекламе». Несмотря на то, в нем определены четкие процедуры рекламы лекарственных средств, мы ежедневно наблюдаем нарушения требований закона на телевидении, радио и других видах рекламы. Мы видим, что фармацевтические компании смотрят на требования закона сквозь пальцы.
Согласно Кодексу об административной ответственности, нарушение законодательства о рекламе влечет наложение штрафа в размере до пяти базовых расчетных величин. Однако не предусмотрена ответственности за нарушение норм и требований законодательства, связанных с рекламой лекарственных средств.
По этой причине необходимо установить административную ответственность за нарушение порядка и законодательства, связанного с рекламой лекарственных средств, за случаи нарушения законодательства, которые привели к тяжелым последствиям, – уголовную ответственность.
Изучение опыта Италии, Швейцарии, Канады, Японии, Финляндии, Германии, Венгрии, Великобритании и других стран показало, что там для разрешения проблемы самолечения были приняты решительные меры по ужесточению законодательства о рекламе лекарственных средств.
В-третьих, важно усилить ответственность производителей, импортеров лекарственных препаратов и сертифицирующих органов.
Как сообщалось, предварительное следствие установило, что уполномоченные лица Научного центра стандартизации лекарственных средств при проведении лабораторных исследований препаратов «Док-1 МАКС» и «Амбронол» грубо нарушили требования нормативно-правовой документации. В результате некачественные препараты были допущены к реализации. Поэтому считаем целесообразным в число субъектов статьи 186-3 Уголовного кодекса включить лица, допустивших распространение некачественных, поддельных и несоответствующих требованиям безопасности лекарств.
В-четвертых, нужно обеспечить доступ граждан к современной диагностике в шаговой доступности, переход к страховой медицине, которая строится на единых стандартах лечения. Люди зачастую занимаются самолечением, принимают разные препараты, не зная точного диагноза, ориентируясь на рекламу.
Ошибки происходят также на этапе назначения лекарств врачами, часть из которых, к сожалению, материально заинтересована в продвижении отдельных препаратов. Поэтому необходимо по возможности быстрее надо переходить к системе страховой медицины.
В-пятых, нужно обеспечить открытость и прозрачность в области фарминдустрии. Общественность имеет право знать, какие препараты завозятся, кто является производителем, какова их репутация за рубежом, как осуществляется процесс сертификации. Необходимо сформировать открытую базу данных с доступом к информации о фарминдустрии, которая затрагивает интересы широкой общественности. Важно ускорить процесс обязательной цифровой маркировки на всех видах реализуемых лекарств. Покупатель благодаря маркировке может проверить подлинность лекарства.
Общенациональное движение «Юксалиш» призывает парламентариев, уполномоченные министерства и ведомства принять незамедлительные меры, медицинские учреждения и институты фармацевтической отрасли ставить в приоритет не коммерческие, а общественные интересы.