Развитие электронной коммерции и сервисов доставки еды, таких как Yandex Eats, открывает новые перспективы для потребителей и бизнеса.
Недавно сервис Yandex Eats был запущен в трех крупных городах Ферганской долины. Выход сервисов доставки еды в регионы республики позволяет не только повысить качество обслуживания и удобства для конечного потребителя, но и воздействовать на экономический рост в регионах и поддерживать местный бизнес.
В последние годы рынок электронной коммерции стремительно развивается в Узбекистане. Согласно аналитическому исследованию, проведенному международной консалтинговой компанией KPMG, в 2022 году объем электронной коммерции увеличился на треть по сравнению с 2021 годом и достиг более $311 млн, что составило 2,2% от общего объема розничной торговли.
В период с 2018 по 2022 год узбекистанский рынок e-commerce демонстрировал среднегодовые темпы роста в 47,4%. В позитивном сценарии к 2027 году рынок электронной коммерции увеличится в 7 раз — до $2,16 млрд, а доля рынка e-commerce в структуре всей розничной торговли составит 11%.
Научный руководитель Центра экономического развития, экономист Юлий Юсупов отметил, что в результате улучшается качество жизни населения, так как люди получают новые услуги и доступ к дополнительным возможностям. Кроме того, от запуска сервисов доставки еды выигрывают и местные предприниматели, у которых открывается возможность присоединиться к платформе, тем самым расширив свою аудиторию и повысив свой уровень конкурентоспособности.
В марте 2023 года Yandex Eats впервые запустил сервис доставки еды в Ташкенте, а уже через несколько месяцев начал работать в Самарканде. Присутствие сервиса предоставляет логистическим компаниям-партнерам широкий спектр возможностей, а также открывает потенциал для роста доходов их курьеров.
Предприниматели, ставшие партнерами Yandex Eats, получили дополнительный канал сбыта своей продукции, что закономерно способствовало увеличению их продаж. В результате выход новых игроков на рынок привел к росту заказов на доставку еды, а местная сфера фудтеха выросла почти в три раза за полгода.
«Каждый предприниматель должен самостоятельно решать вопрос целесообразности развития собственной службы доставки, так как любой бизнес имеет свои отличительные особенности. Однако агрегатор освобождает бизнес от решения проблемы развития собственной службы доставки, отдавая услугу перевозки еды непосредственно от ресторана до клиента на аутсорсинг», — подчеркнул Юлий Юсупов.
Помимо этого, как следует из доклада KPMG, увеличение скорости доставки за счет инвестиций в инфраструктуру позволит обеспечить дальнейший рост рынка электронной коммерции.
Например, в Yandex Eats средний показатель доставки заказа составляет около 30 минут, а в будущем сервис планирует привлечь больше курьеров через партнерские службы, рестораны и ритейл, что оптимизирует время доставки и удовлетворит возросшие запросы различной аудитории. Таким образом, сервисы доставки еды предоставляют предпринимателям больше выбора и возможностей для оптимизации бизнес-процессов.
Еще одним преимуществом запуска сервисов доставки готовой еды является то, что на местном рынке фудтеха ужесточается конкуренция за клиентов. Юлий Юсупов поделился, что потребители получают доступ к более широкому кругу кафе и ресторанов, а благодаря цифровизации повышается прозрачность рынка общепита.
«В результате производители вынуждены улучшать соотношение «цена/качество», лучше учитывать запросы своих покупателей. У покупателей же теперь больше выбора», — резюмировал экономист.
Как отметил директор Palovjon osh markazi Хуршидбек Мухамедов, подключение к сервису Yandex Eats позволило увеличить видимость на 30% и рост заказов на 25%. Это в свою очередь существенно улучшило конкурентоспособность в Андижанском регионе и привлекло новых клиентов.
«Сервисы доставки, включая Yandex Eats, играют ключевую роль в повышении нашей конкурентоспособности. Мы получили доступ к широкой аудитории через платформу, что значительно расширило нашу присутствие в регионе», — поделился Очилов Амир, топ-менеджер Burger and Co.
Помимо этого, подключение к сервису позволило бизнесу сократить часть расходов и минимизировать издержки.
«Оптимизация логистики с Yandex Eats снизила наши операционные расходы на 15%. Использование аналитики позволяет нам эффективно планировать запасы и минимизировать издержки», — рассказал один из менеджеров «Мазза сомса» в Андижане Ахмедов Дилмурод.
Таким образом, сервисы доставки готовой еды не только улучшают опыт потребителей, но и становятся двигателями изменений в индустрии питания, внося позитивные изменения в конкуренцию и бизнес-процессы ресторанов.
В будущем Yandex Eats намерен расширить географию своей работы, выйдя на рынок Намангана, что позволит охватить большее количество потребителей в регионах Узбекистана. Эти города станут бенефициарами запуска сервиса доставки еды, так как существенно изменится экономический ландшафт, что положительно скажется на местных жителях и предпринимателях.
Дальнейший рост инфраструктуры электронной коммерции и сервисов доставки готовой еды может стать новой движущей силой для развития рынка электронной коммерции в средних и малых городах в Узбекистане на ближайшие годы.
Партнерский материал