Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Центробанк рассказал об основных способах краж денег с пластиковых карт узбекистанцев, а также объяснил, как себя вести, если вам звонят предполагаемые мошенники.
Мошенники в основном звонят на мобильный телефон гражданина и представляются сотрудником службы безопасности, отдела пластиковых карт, службы поддержки клиентов или другого отдела Центрального банка, коммерческого банка, платежной организации или оператора платежной системы.
Такие лица пытаются оказать психологическое давление, заявляя о том, что мобильное приложение клиента взломано, банковская карта заблокирована, предпринимаются попытки незаконного снятия денег с карты, а также о потере всех средств, если не будут приняты немедленные меры. Затем мошенники предлагают помочь, запросив одноразовый СМС-код, отправленный на ваш телефон.
Чтобы не попасть в ловушку мошенников, необходимо помнить общие приметы мошенничеств:
-
звонки или SMS-сообщения поступают с неизвестных, скрытых и незнакомых номеров;
-
побуждение к немедленному решению, попытка запутать с выражениями «быстрее», «сейчас», «я объясню позже», «мне нужно быстрее»;
-
лица, совершающие телефонные мошенничества, могут вести себя очень уверенно и оказывать давление или, наоборот, мягко и с помощью различных других методов убеждать клиента в своей правоте. В этом их главная цель-побудить клиента не сомневаться и принимать поспешные решения, не оставляя возможности для размышлений;
-
когда вы задаете конкретные вопросы, возникает ситуация отсутствия четкого ответа или путаницы;
-
запрашивают паспортные данные, номер карты с указанием срока ее действия, отправленный вам проверочный код или другую личную информацию (помните, что на самом деле для перевода средств на карту достаточно знать только номер карты).
Отправка различных интригующих сообщений типа «Вы выиграли конкурс», предложение призов, выгодных тарифов, подарков, просьба «доплатить» за них, «внести залог» или перевести деньги другими способами – это один из признаков мошенничества, применяемого по телефону.
Если звонит неизвестный, необходимо:
-
сохранять спокойствие;
-
не давать личную информацию;
-
никогда и никому не сообщать коды, полученные СМС сообщениями.
Если вас просят следовать инструкциям звонящего, попросите время на обдумывание. Состояние вашей карты и данные о денежных средствах можно проверить в персональном кабинете через официальный веб-сайт или мобильное приложения банка. Если в ответ вы услышите, что решение должно быть принято сию минуту, сообщите, что обратитесь в обслуживающий банк для выяснения ситуации.
Если звонящий представляется сотрудником какой-либо организации, необходимо уточнить телефонный номер отдела по работе с обращениями граждан и проверить актуальность этих номеров на официальном сайте организации.
Если Вас назвали победителем розыгрыша, проверьте данные об этой акции в интернете. Не переводите деньги незнакомым лицам.
Никогда не сообщайте каким-либо лицам одноразовый SMS-код, связанный с банковскими картами, поступивший на Ваш телефон, также логины и пароли, дающие доступ к мобильным приложениям коммерческих банков, операторов платежных систем и платежных организаций. Мошенники смогут переводить средства с Вашей банковской карты или управлять ими без вашего разрешения через полученную от вас информацию (SMS-код, логин и пароль).
Куда обратиться после звонка мошенников: в правоохранительные органы, Центральный банк или обслуживающий банк? Какую информацию необходимо сообщать и в какой форме?
Если вы подозреваете, что это мошенничество, немедленно свяжитесь с обслуживающим Вас банком по телефону или в письменной форме и сообщите о ситуации. Отправьте подробную информацию о том, с какого номера телефона поступил звонок, кем себя представляет заявитель и какую информацию он запрашивал.