Суббота, 21 декабря, 2024

«Мы часто работаем в убыток». Что происходит за кулисами концертного бизнеса в Узбекистане?

Это интересно

«Мы часто работаем в убыток». Что происходит за кулисами концертного бизнеса в Узбекистане?

Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Как собрать тысячи людей в одном месте, удивить их шоу и при этом избежать неприятных моментов? Ответ на этот вопрос знает далеко не каждый. Организация концертных выступлений – это не только яркие зрелища, громкие имена и восторженные зрители. Это сложный механизм, в котором все – от выбора правильного кресла в самолете до декларирования оборудования на границе – может стать проблемой.

Корреспондент Podrobno.uz поговорила с организатором концертов Дарией Свиридовой, которая приоткрыла завесу над закулисьем этой индустрии.

Миссия: привезти артиста

Организаторы признают, что логистика – одна из самых затратных статей всех расходов на концерт. Гонорар артиста зачастую стоит меньше, чем расходы на транспортировку, проживание и технический райдер. Например, чтобы привезти группу на клубное выступление для 300 человек, только технический райдер обойдется в сумму от 1000 до 4000 долларов.

«При этом каждого члена команды нужно правильно рассадить в самолете. Одному место в проходе, другому – у окна, третьему – рядом с директором. А еще есть пункт в райдере, который я ненавижу: рейсы без пересадок. Бывает и так, что приходится отказываться от сотрудничества и не анонсировать концерт, если это невыполнимо», – поделилась Дария.

Настоящая головоломка начинается, когда артисты едут со своим оборудованием.

«Помню группу, которая везла собственный экран и барабанную установку. Зимой они проторчали сутки на Черняевке (сегодня таможенный пост «Гишткуприк» – прим. редакции), где каждую единицу музыкального оборудования проверяли на предмет чего-либо запрещенного. Когда они прибыли, то были замерзшими и пьяными – грелись как могли», – рассказала собеседница.

«Мы часто работаем в убыток». Что происходит за кулисами концертного бизнеса в Узбекистане?

Чего хотят звезды?

Райдер – неотъемлемая часть работы с артистами, которая имеет солидную долю в общей стоимости концертного мероприятия. Он делится на технический и бытовой. Первый зависит от формата выступления: стендаперы требуют хороший свет и микрофон, музыкальные группы – сложные звуковые настройки и дорогостоящее оборудование.

Бытовой райдер чаще всего отражает личность артиста, и иногда случаются неожиданности.

«У дедушки, которого знает весь мир, в райдере может быть всего лишь тарелка черешни без косточек и стандартный номер в отеле. А у тиктокера с аудиторией школьников – требования на уровне люксовых отелей», – пошутила Дария.

Часто в гримерке просят нарезки (сырные, мясные, овощные) и алкоголь. Вода – отдельная тема.

«Однажды нам заказали 160 бутылок воды на время концерта. Выпили всего 20», – отметила организатор.

Цензура и ее последствия

Одна из ключевых трудностей при организации концертов в Узбекистане – получение разрешения от специальной «культурной комиссии». Этот процесс часто сопровождается длительными и строгими проверками.

«Иногда проблемы возникают из-за языкового барьера между организаторами и комиссией. И вот как объяснить, что мы хорошие, если нас не понимают?» – смеется Дария.

Более того, организаторы сталкиваются с цензурой: тексты песен, сценарии выступлений и даже костюмы артистов подвергаются детальному анализу, чтобы соответствовать установленным нормам. Это нередко создает дополнительные сложности для творческих коллективов и ограничивает возможности реализации смелых идей.

«Мы часто работаем в убыток». Что происходит за кулисами концертного бизнеса в Узбекистане?

«Государство может помочь представителям концертной индустрии с охраной больших мероприятий, но в остальном оно скорее мешает, чем поддерживает. Например, из-за новых требований иностранные артисты с нестандартным образом, вроде музыкантов с длинными волосами, рискуют столкнуться с отказом», – рассказала собеседница.

Дария также прокомментировала недавний случай с отменой концерта группы 5’nizza, который должен был состояться в Ташкенте 29 октября. Аргументация со стороны ответственных госорганов была нелепой – вместимость зала:

«Ситуация вызывает недоумение. Вряд ли дело было в зале».

Неконцертные люди

Еще одна проблема для иностранных артистов, приезжающих в Узбекистан, – низкий интерес публики.

«Многие музыканты знают, что не заработают здесь, они едут скорее, чтобы заявить о себе. Парадокс в том, что их имена известны, люди просто не ходят на концерты. В соседнем Казахстане все иначе», – отметила организатор.

«Мы часто работаем в убыток». Что происходит за кулисами концертного бизнеса в Узбекистане?

Иногда из-за низких продаж билетов музыканты отказываются выступать. Один случай Дарии запомнился особенно:

«Группа доехала до границы. Спустя какое-то время музыканты позвонили и сообщили, что не будут выступать из-за низких продаж билетов. Это был удар по репутации концертов в Узбекистане, а обвинения в провале посыпались на нас».

В большинстве случаев концерты, за проведение которых отвечала Дария, отменяли именно музыканты, их менеджмент или букинги. И это не может не сказаться на доверии к организаторам: самый популярный комментарий под анонсами в соцсетях – «А концерт не отменят?».

Спонсорство без спонсорства

Также Дария рассказала про особенности спонсорской поддержки концертов в Узбекистане. По ее словам, далеко не все компании готовы помогать финансово, предпочитая «поддерживать» мероприятие своей продукцией. А иногда спонсоры используют эту возможность, чтобы просто поставить стойку с рекламой своего бренда на концертной площадке и не помочь при этом ни копейкой.

«Одни из немногих спонсоров, которые действительно поддерживали нас деньгами, – известные производители алкогольной продукции. Пусть сумма была небольшой, но это была реальная помощь», – отметила она.

Удивляет и то, что среди местных организаторов концертов, по словам Дарии, нет конкуренции.

«Смог привезти артиста, которого не смогла я? Круто, я пойду на этот концерт. Мы поддерживаем друг друга, информационно либо покупкой билета на мероприятие», – сказала она.

На голом энтузиазме

В итоге, разобравшись во всех нюансах, становится легче понять, почему билеты на выступления некоторых артистов стоят космических денег. Стоимость похода на мероприятие зависит от множества факторов: гонорара артиста, технических и бытовых райдеров, логистики, аренды площадки и оборудования.

«Мы составляем смету и рассчитываем, сколько человек нужно собрать, чтобы выйти хотя бы «в ноль». Если понимаем, что артист с запросами голливудской звезды не соберет нужное количество зрителей, мы отказываемся от сотрудничества», – отметила Дария.

«Мы часто работаем в убыток». Что происходит за кулисами концертного бизнеса в Узбекистане?

Однако, несмотря на все сложности, организаторы буквально на голом энтузиазме продолжают устраивать концерты, стремясь привнести в музыкальную жизнь узбекистанцев разнообразие.

«Каждое выступление – это риск, нервы и часто убытки. Но мы верим, что со временем ситуация изменится. Люди начнут чаще посещать концерты, а власти и спонсоры увидят в этом не только риск, но и перспективу», – подытожила собеседница.

Самые быстрые новости в Телеграм. Присоединяйтесь.

Источник: podrobno.uz

Новое на сайте

Другие подобные статьи