Понедельник, 25 ноября, 2024

Нельзя распространять «натянутую за уши» ситуацию на всю страну. Эксперт о «заброшенных» и повреждённых теплицах в Намангане

Это интересно

Нельзя распространять «натянутую за уши» ситуацию на всю страну. Эксперт о «заброшенных» и повреждённых теплицах в Намангане

Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Главный научный сотрудник Центра экономических исследований и реформ (ЦЭИР) при Администрации президента Нодира Курбанбаева прокомментировала резонансную ситуацию с «заброшенными» и повреждёнными теплицами в Наманганской области. 

По ее словам, не изучив ситуацию и не выяснив до конца и как следует обстоятельства произошедшего, многие авторы статей по этой теме попытались представить последствия стихийного природного явления (сильный шквалистый ветер) в отдельно взятом Чартакском районе, как «провал» всех реформ и, распространить «натянутую за уши» ситуацию на практику всей страны, обвиняя власти.

Предлагаем вам ознакомиться с полным вариантом статьи.

– Несколько дней назад в социальных сетях была распространена публикация независимых СМИ о пришедших в упадок в результате сильных ветров теплицах, построенных на территории агрофирмы «Хамид Олимжон» массива “Баланд адир” Чартакского района Наманганской области Узбекистана.

Авторы публикации в своих суждениях выражают мнение, что данный отдельный случай якобы «отражает» современные реалии во всем сельском хозяйстве Узбекистана, намекая на нежизнеспособность проводимых правительством нашего государства сельскохозяйственных реформ и др.

Следует отметить, что подобная критическая публикация является следствием и достижением проводимых в нашей стране за последние пять лет реформ в области свободы слова – когда средства массовой информации, используя своё предназначение в качестве «четвёртой власти» — смело ведут репортажи и открыто публикуют информацию о событиях, происходящих в различных регионах страны.

Более того, не может не радовать то обстоятельство, что после публикации и распространения информации в социальных сетях, последовала немедленная реакция местных органов власти Наманганской области, а также пресс-служб ответственных ведомств.

Так, было опубликовано официальное обращение представителей власти Чартакского района для СМИ, в котором были перечислены причины и последствия произошедшего. Кроме того, следует подчеркнуть, что владельцы теплиц и местные органы власти Чартакского района Наманганской области еще до публикации отреагировали и стали принимать меры по устранению проблем, в частности оперативно были организованы работы по восстановлению поврежденных теплиц, начали осуществлять необходимые меры по ликвидации всех текущих недостатков.

Вместе с тем, следует признать, что авторы публикации были недостаточно объективными: в общем публикация носит узко субъективный и в большей степени «однобокий» характер.

На мой взгляд, авторы довольно «однобоки» в своих рассуждениях и высказываниях. Не изучив ситуацию и не выяснив до конца и как следует обстоятельства произошедшего, авторы попытались представить последствия стихийного природного явления (сильный шквалистый ветер) в отдельно взятом Чартакском районе как «провал» всех реформ и, распространить «натянутую за уши» ситуацию на практику всей страны, обвиняя власти. И это поведение СМИ, равно так же, как и это обстоятельство, у меня как такого же гражданина нашего государства, не может не вызывать беспокойство и сожаление. Потому что подобные резонансные, «однобокие» и необъективные публикации не способны содействовать решению проблем, наоборот только вводят в заблуждение аудиторию, формируя необъективную картину среди населения, из-за искажения фактов и предвзятого освещения произошедших событий.

Ведь авторы публикации не упоминают такой многозначительный факт, что данный массив «Баланд Адир» на протяжении предшествующих 35 лет находился в крайне запущенном, «депрессивном» состоянии, а географическое положение и сложные климатические условия до сих пор создают трудности при возделывании земли, водоснабжении и выращивании агрокультур. По сути, до недавних пор это была совершенно пустая, невозделанная и бесхозная земля. И до недавнего времени данная территория входила в число экономически отсталых территорий нашей страны и лидировала по числу безработных и наибольшему количеству бедных.

Для создания рабочих мест и обеспечения занятости населения, несмотря на все трудности, связанные с пандемией в 2020 году были построены и введены в эксплуатацию 1000 малых теплиц легкой конструкции (площадью по 0,02 га каждая).

На строительство теплиц было израсходовано 13 267,7 млн. сумов. Из них половина – составляют средства, полученные в виде субсидий из Фонда занятости Министерства занятости и трудовых отношений.

Из построенных 1000 малых теплиц 520 теплиц были отданы малообеспеченным семьям, 303 – гражданам, не имеющим постоянной работы, 112 – молодым людям из числа безработной молодежи, 55 –временно безработным гражданам, которые не смогли уехать на заработки в зарубежные страны в связи с карантинными ограничениями в результате пандемии коронавируса, 10 – молодым семьям.

Для удобства работников, занятых в тепличных хозяйствах, было открыто бесплатное автобусное сообщение из райцентра до массива “Баланд Адир”.

Для подачи воды в теплицы были прорублены и установлены 6 вертикальных колодцев (скважин), проложены полиэтиленовые трубы в 870 теплицах. В 3 км от Чартакского канала проложен трубопровод, построено и введено в эксплуатацию водохранилище емкостью 40 тыс.тонн.

Заключение Наманганского областного управления гидрометеорологии подтвердило информацию о том, что в ночь с 30 по 31 мая т.г. скорость ветра достигла 16 метров в секунду, а утром 2 июня поднялся ветер со скоростью 17 метров в секунду. В результате случившегося шквалистого ветра в Чартакском районе были серьезно повреждены 30-35 процентов теплиц.

В настоящее время для устранения последствий сильных ветров в теплицах ведутся интенсивные ремонтные работы. Для ликвидации последствий и ущерба от стихийного бедствия на массиве “Баланд Адир” наняты более 300 рабочих.

В общем, конечно, нельзя отрицать, что в некоторых сферах сельского хозяйства Узбекистана всё еще сохраняются системные проблемы. Но в то же время это ошибочно оценивать всю отрасль сельского хозяйства Узбекистана по единичному отдельному случаю. Не нужно из-за отдельного случая в Чартакском районе бросать камень на все реформы, осуществляемые в стране в целом, и в сельском хозяйстве в частности. Но нужно объективно признать те огромные усилия и результаты масштабных реформ в сельском хозяйстве, осуществляемые в нашей стране за последние 5 лет.

Прежде всего следует помнить, что в настоящее время сельское хозяйство Узбекистана находится в процессе масштабных/комплексных реформ. И несмотря на, по историческим меркам, небольшой срок реформ уже многого удалось достичь.

За последние годы в Узбекистане была проведена системная работа по обеспечению эффективного использования посевных площадей, защиты прав и законных интересов фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель, повышению занятости и благосостояния сельских граждан.

Вообще последние 5 лет можно назвать периодом беспрецедентных комплексных реформ в аграрной отрасли Узбекистана, включающих внедрение в сферу сельского хозяйства рыночных механизмов, передовых технологий и осуществление перехода на кластерную систему производства, и самое главное – создание институциональной основы, которая будет служить фундаментом для последующего развития отрасли. В Узбекистане развитие сельскохозяйственного производства стало иметь стратегический характер.

В стране реализуются меры по увеличению объемов производства и экспорта плодоовощной продукции, повышению эффективности использования земельных и водных ресурсов, внедрению инновационных технологий в сельское хозяйство. И тепличные хозяйства – рассматриваются как один из главных источников рабочих мест и экспорта продукции. 

Таблица 1. Динамика объема производства продукции сельского хозяйства Узбекистана (млрд. сум)

 

2000

2005

2010

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Продукция сельского хозяйства, млрд. cум

1387.2

5978.3

30856.7

99604.6

115599.2

148199.3

187425.6

216283.1

249754.5

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

растениеводства

696.8

3323.1

18119.0

55429.2

61755.1

83303.4

98406.4

108240.1

123556.0

животноводства

690.4

2655.2

12737.7

44175.4

53844.1

64895.9

89019.2

107432.5

126198.5

Источник: Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике.

В целом, за 2016 – 2020 гг. валовая продукция сельского хозяйства выросла в 2,1 раза, а на душу населения – в 1,9 раза (в ценах 2019 г.). При этом продукция растениеводства увеличилась в 2 раза, продукция животноводства – в 2,3 раза (таблица 1).

По данным Государственного комитета по статистике Республики Узбекистан, в январе-декабре 2020 года в разрезе регионов значительные объемы продукции (услуг) сельского, лесного и рыбного хозяйства отмечались в Самаркандской (33 629 млрд. сум), Андижанской (27 117 млрд. сум) и Ташкентской (25 815 млрд. сум) областях, тогда как в Сырдарьинской (8 689 млрд. сум) области, Республике Каракалпакстан (10 444 млрд. сум) и Навоийской (11 900 млрд. сум) области прослеживались низкие объемы.

При этом в январе-декабре 2020 года положительные темпы роста отрасли достигнуты в основном за счет следующих видов продукции, показавших высокие темпы роста, по сравнению с аналогичным периодом 2019 года: мясо (в живом весе) – 102,1%, молоко – 102,8%, яйца – 100,7%, овощи – 102,4%, бахчи – 103,2%, плоды и ягоды – 104,0%, виноград – 102,2%, улов рыбы – 118,4%.

В 2017–2020 гг. изменилась секторальная структура валовой продукции сельского хозяйства: удельный вес продукции растениеводства в общем объеме производства сельскохозяйственной продукции составил 49,5% в 2020 г. против 56,2% в 2017 г.; доля животноводства напротив, соответственно выросла с 43,8% до 50,5%.

Объемы инвестиций (государственных и частных), вложенных в отрасль сельского хозяйства составляют 1380,1 млн. долл. (2019 г.). К тому же в настоящее время при участии международных финансовых институтов реализуются 9 инвестиционных проектов по развитию сельского хозяйства в Узбекистане на общую сумму 1 983 млн. долл., в т.ч.: Международный банк реконструкции и развития – 1,0 млрд. долл.; Азиатский банк развития (АБР) – 700 млн. долл.; IFAD – 70 млн. долл.; JICA – 213 млн. долл.

Следует отметить, что Узбекистан добился значительного прогресса в производстве продовольствия. Одной из главных причин этого является значительное увеличение производства сельскохозяйственной продукции и продуктивности. Улучшения стали возможны благодаря увеличению государственной поддержки отраслей сельского хозяйства, а также реформам в аграрном секторе, которые сместили фокус с хлопковой монокультуры к более диверсифицированному производству и улучшению сельской инфраструктуры.

За последние годы в этом направлении были значительно расширены посевные площади и приняты необходимые меры по обеспечению внутреннего рынка качественной продукцией и повышению экспортного потенциала страны посредством увеличения объемов производства продовольственной продукции. Также были приняты практические меры по специализации районов на плодоовощеводстве, объединению производителей продукции в плодоовощеводческие кластеры и кооперации.

В результате даже в нынешних непростых условиях кризиса пандемии, когда государства всего мира озабочены недопущением дефицита продовольствия из-за карантинных ограничений, Узбекистан сумел успешно мобилизовать свой агропродовольственный сектор и добиться бесперебойного обеспечения населения продовольствием, и более того – предпринять усилия по задействованию своего высокого экспортного потенциала на продовольственных рынках. Все это стало возможным как благодаря широким реформам последних лет в области сельского хозяйства и агропродовольственного сектора, так и оперативно принимаемым решениям в период карантинных ограничений.

Следует отметить, что за период 2018-2021 гг. в Узбекистане в 3117 фермерских хозяйствах и сельскохозяйственных предприятиях созданы теплицы общей площадью 5,3 тыс. гектаров, из которых 906 гектаров или (17%) являются гидропонными и 4,4 тысячи гектаров или (83%) являются теплицами, установленными на земле. В теплицах создано более 45 тысяч рабочих мест.

В 2020 году теплицы республики произвели 352 тыс. тонн продукции, в том числе 277 тыс. тонн томатов (79%) и 60 тыс. тонн огурцов (17%), 9 тыс. тонн лимонов (3%) и 7 тыс. тонн другой продукции.

Благодаря принятым мерам, несмотря на пандемию COVID-19, наблюдается рост экспорта узбекской плодоовощной продукции. Так, по данным EastFruit, за первые четыре месяца 2020 года поставки узбекских овощей и фруктов на рынок РФ выросли на 42% по отношению к тому же периоду 2019 года. По поставкам капусты в Россию в январе-марте 2020 года Узбекистан занял второе место, уступая лишь Китаю, а по поставкам лимона – четвертое, после Турции, Марокко и Египта. Экспорт свежих цветной капусты и брокколи вырос в 2,3 раза – на 75%, увеличился экспорт узбекского чернослива на рынок России. Еще более существенно – в 5 раз – увеличился узбекской кураги. Это позволило Узбекистану занять второе место в рейтинге поставщиков этих сухофруктов в Россию после Турции, обойдя поставщиков из ЕС, Таджикистана, Армении и Китая. Экспорт узбекских замороженных фруктов в Россию вырос в 3 раза, а экспорт свежей моркови – в 3,5 раза.

Сегодня более 80 видов сельскохозяйственной продукции, производимой в республике, экспортируется в 66 стран мира. При этом за последние годы произошли кардинальные изменения в структуре экспорта сельскохозяйственной продукции. Если в 2010 году на долю хлопкового волокна приходилось 11,3 процента экспорта, то к 2018 году данный показатель уменьшился до 1,6 процента.

Объем экспорта продовольственных товаров Узбекистана в 2018 году возрос на 25,3% за счет увеличения экспортных поставок плодоовощной продукции на 35,5 %. Из них объем экспорта плодоовощной продукции составил более 1230,6 тыс. т и достиг 874,5 млн. долл. (темпы роста – 35,5 %). Из плодоовощной продукции в 2018 году было экспортировано более 670,4 тыс. т овощей (физический рост увеличился на 84,0 %) на сумму 307,6 млн. долл., плодов и ягод – 307,6 тыс. т (физический объем возрос на 108,1%) на сумму 357,7 млн. долл. (темпы роста в стоимостном выражении, по сравнению с аналогичным периодом 2017 года, составили 141,3 % и 140,6 % соответственно).

За период 2017-2020 гг. экспорт плодоовощной продукции республики вырос в 2,3 раза. При этом в 2020 году объем экспорта плодоовощной продукции составил 1485,0 тыс. тонн и, в стоимостном выражении, превысил 1008,6 млн. долл. (против 645,4 млн долл. в 2017 г.). На основе этого было экспортировано 768,3 тыс. тонн овощей на сумму 400,0 млн. долл., а также 402,3 тыс. тонн плодов и ягод на сумму 353,9 млн. долл. (темпы снижения в стоимостном выражении, по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, соответственно составили 15,1 % и 13,0 %).

Экспорт произведенной в теплицах продукции Узбекистана в 2020 году достиг 83 млн. долл. (118 тысяч тонн), основную часть экспорта продукции тепличных хозяйств – 98 тыс. тонн составили помидоры (66 млн. долл.) и 10 тыс. тонн огурцы (6 млн. долл.). При этом 93% экспорта тепличной продукции приходится на страны СНГ, в том числе 43% – на Казахстан, 29% – на Россию и 21% – на Кыргызстан. Большая часть тепличной продукции Узбекистана, экспортируемая в Казахстан и Кыргызстан, реэкспортируется в Россию.

До конца 2021 года ещё дополнительно 746 предпринимателей планируют запустить теплицы на сумму 8,445 млрд сумов на 2 тыс. га. Всего в 2021 году введены в эксплуатацию 111 современных теплиц на площади 270 га общей стоимостью 768 млрд. сумов и создано 2160 новых рабочих мест.

Безусловно, в Узбекистане еще многое предстоит сделать для того, чтобы агробизнес стал движущей силой экономики сельского хозяйства нашей страны и принял масштабный характер и по-настоящему служил: социально-экономическому развитию сельской местности, производству высококачественных продуктов питания, обеспечению продовольственной безопасности страны и социального благополучия ее граждан, укреплению позиции отечественного АПК на мировых рынках.

Тем не менее, очевидно, что комплексные реформы в сельском хозяйстве Узбекистана приняли необратимый характер и правительство нашего государства и дальше будет предпринимать последовательные и системные меры по достижению главных целей реформ. И наша задача состоит в том, чтобы объединить усилия узбекистанцев в деле развития экономики и повышения уровня жизни, особенно в сельской местности.

В связи с этим хочется призвать независимые СМИ Узбекистана к тому, чтобы они в своей работе не увлекались попытками создать необъективную картину, а больше нацеливались на консолидацию нашего общества вокруг решения реальных насущных проблем. На мой взгляд, в условиях меняющегося Узбекистана главная задача СМИ состоит в том, чтобы объективно освещать происходящие события, и только предварительно, изучив и исследовав выставлять проблему на всеобщее обсуждение и, прислушиваясь к мнению специалистов и экспертов, генерировать идеи и предлагать конструктивные решения возникающих проблем.

Следует помнить, что мы живем в информационном обществе. И парадоксальность нынешнего времени состоит в том, что большинство людей охотно верят негативной, непроверенной и неподтвержденной информации. Следовательно, каждому из нас следует быть острожными как при получении, так и при распространении определенной информации.

В то же время «Чартакский опыт» делает очевидным тот факт, что данный случай показывает необходимость повышения ответственности, прозрачности деятельности и подотчетности органов государственного управления и самоуправления граждан на местах, необходимость усиления общественного контроля над исполнением решений правительства и необходимость повышения ответственности СМИ при освещении событий.

И в завершении не могу не упомянуть о подписанном буквально вчера 8 июня 2021 года главой нашего государства Указа «О мерах по обеспечению равенства и прозрачности в земельных отношениях, надежной защите прав на землю и превращению их в рыночный актив».

Решение принято, в целях внедрения прозрачного, основанного на рыночных принципах и равного для всех порядка выделения земельных участков, обеспечения стабильности в имущественных и правовых отношениях в сфере землепользования, охраны земель, гарантирования имущественных прав землевладельцев, а также введения их в свободный оборот в качестве объекта гражданско-правовых отношений путем определения экономической стоимости земли.

Несомненно, данный документ послужит толчком для того, чтобы в нашей стране сформировался класс собственников и настоящих хозяев земли, для которых каждая копейка, вложенная/инвестированная в агробизнес – дорога как зеница ока.

Источник: www.podrobno.uz

Новое на сайте

Другие подобные статьи