Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Главный научный сотрудник Центра экономических исследований и реформ (ЦЭИР) при Администрации президента Нодира Курбанбаева прокомментировала резонансную ситуацию с «заброшенными» и повреждёнными теплицами в Наманганской области.
По ее словам, не изучив ситуацию и не выяснив до конца и как следует обстоятельства произошедшего, многие авторы статей по этой теме попытались представить последствия стихийного природного явления (сильный шквалистый ветер) в отдельно взятом Чартакском районе, как «провал» всех реформ и, распространить «натянутую за уши» ситуацию на практику всей страны, обвиняя власти.
Предлагаем вам ознакомиться с полным вариантом статьи.
– Несколько дней назад в социальных сетях была распространена публикация независимых СМИ о пришедших в упадок в результате сильных ветров теплицах, построенных на территории агрофирмы «Хамид Олимжон» массива “Баланд адир” Чартакского района Наманганской области Узбекистана.
Авторы публикации в своих суждениях выражают мнение, что данный отдельный случай якобы «отражает» современные реалии во всем сельском хозяйстве Узбекистана, намекая на нежизнеспособность проводимых правительством нашего государства сельскохозяйственных реформ и др.
Следует отметить, что подобная критическая публикация является следствием и достижением проводимых в нашей стране за последние пять лет реформ в области свободы слова – когда средства массовой информации, используя своё предназначение в качестве «четвёртой власти» — смело ведут репортажи и открыто публикуют информацию о событиях, происходящих в различных регионах страны.
Более того, не может не радовать то обстоятельство, что после публикации и распространения информации в социальных сетях, последовала немедленная реакция местных органов власти Наманганской области, а также пресс-служб ответственных ведомств.
Так, было опубликовано официальное обращение представителей власти Чартакского района для СМИ, в котором были перечислены причины и последствия произошедшего. Кроме того, следует подчеркнуть, что владельцы теплиц и местные органы власти Чартакского района Наманганской области еще до публикации отреагировали и стали принимать меры по устранению проблем, в частности оперативно были организованы работы по восстановлению поврежденных теплиц, начали осуществлять необходимые меры по ликвидации всех текущих недостатков.
Вместе с тем, следует признать, что авторы публикации были недостаточно объективными: в общем публикация носит узко субъективный и в большей степени «однобокий» характер.
На мой взгляд, авторы довольно «однобоки» в своих рассуждениях и высказываниях. Не изучив ситуацию и не выяснив до конца и как следует обстоятельства произошедшего, авторы попытались представить последствия стихийного природного явления (сильный шквалистый ветер) в отдельно взятом Чартакском районе как «провал» всех реформ и, распространить «натянутую за уши» ситуацию на практику всей страны, обвиняя власти. И это поведение СМИ, равно так же, как и это обстоятельство, у меня как такого же гражданина нашего государства, не может не вызывать беспокойство и сожаление. Потому что подобные резонансные, «однобокие» и необъективные публикации не способны содействовать решению проблем, наоборот только вводят в заблуждение аудиторию, формируя необъективную картину среди населения, из-за искажения фактов и предвзятого освещения произошедших событий.
Ведь авторы публикации не упоминают такой многозначительный факт, что данный массив «Баланд Адир» на протяжении предшествующих 35 лет находился в крайне запущенном, «депрессивном» состоянии, а географическое положение и сложные климатические условия до сих пор создают трудности при возделывании земли, водоснабжении и выращивании агрокультур. По сути, до недавних пор это была совершенно пустая, невозделанная и бесхозная земля. И до недавнего времени данная территория входила в число экономически отсталых территорий нашей страны и лидировала по числу безработных и наибольшему количеству бедных.
Для создания рабочих мест и обеспечения занятости населения, несмотря на все трудности, связанные с пандемией в 2020 году были построены и введены в эксплуатацию 1000 малых теплиц легкой конструкции (площадью по 0,02 га каждая).
На строительство теплиц было израсходовано 13 267,7 млн. сумов. Из них половина – составляют средства, полученные в виде субсидий из Фонда занятости Министерства занятости и трудовых отношений.
Из построенных 1000 малых теплиц 520 теплиц были отданы малообеспеченным семьям, 303 – гражданам, не имеющим постоянной работы, 112 – молодым людям из числа безработной молодежи, 55 –временно безработным гражданам, которые не смогли уехать на заработки в зарубежные страны в связи с карантинными ограничениями в результате пандемии коронавируса, 10 – молодым семьям.
Для удобства работников, занятых в тепличных хозяйствах, было открыто бесплатное автобусное сообщение из райцентра до массива “Баланд Адир”.
Для подачи воды в теплицы были прорублены и установлены 6 вертикальных колодцев (скважин), проложены полиэтиленовые трубы в 870 теплицах. В 3 км от Чартакского канала проложен трубопровод, построено и введено в эксплуатацию водохранилище емкостью 40 тыс.тонн.
Заключение Наманганского областного управления гидрометеорологии подтвердило информацию о том, что в ночь с 30 по 31 мая т.г. скорость ветра достигла 16 метров в секунду, а утром 2 июня поднялся ветер со скоростью 17 метров в секунду. В результате случившегося шквалистого ветра в Чартакском районе были серьезно повреждены 30-35 процентов теплиц.
В настоящее время для устранения последствий сильных ветров в теплицах ведутся интенсивные ремонтные работы. Для ликвидации последствий и ущерба от стихийного бедствия на массиве “Баланд Адир” наняты более 300 рабочих.
В общем, конечно, нельзя отрицать, что в некоторых сферах сельского хозяйства Узбекистана всё еще сохраняются системные проблемы. Но в то же время это ошибочно оценивать всю отрасль сельского хозяйства Узбекистана по единичному отдельному случаю. Не нужно из-за отдельного случая в Чартакском районе бросать камень на все реформы, осуществляемые в стране в целом, и в сельском хозяйстве в частности. Но нужно объективно признать те огромные усилия и результаты масштабных реформ в сельском хозяйстве, осуществляемые в нашей стране за последние 5 лет.
Прежде всего следует помнить, что в настоящее время сельское хозяйство Узбекистана находится в процессе масштабных/комплексных реформ. И несмотря на, по историческим меркам, небольшой срок реформ уже многого удалось достичь.
За последние годы в Узбекистане была проведена системная работа по обеспечению эффективного использования посевных площадей, защиты прав и законных интересов фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель, повышению занятости и благосостояния сельских граждан.
Вообще последние 5 лет можно назвать периодом беспрецедентных комплексных реформ в аграрной отрасли Узбекистана, включающих внедрение в сферу сельского хозяйства рыночных механизмов, передовых технологий и осуществление перехода на кластерную систему производства, и самое главное – создание институциональной основы, которая будет служить фундаментом для последующего развития отрасли. В Узбекистане развитие сельскохозяйственного производства стало иметь стратегический характер.
В стране реализуются меры по увеличению объемов производства и экспорта плодоовощной продукции, повышению эффективности использования земельных и водных ресурсов, внедрению инновационных технологий в сельское хозяйство. И тепличные хозяйства – рассматриваются как один из главных источников рабочих мест и экспорта продукции.
Таблица 1. Динамика объема производства продукции сельского хозяйства Узбекистана (млрд. сум)
|
2000 |
2005 |
2010 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Продукция сельского хозяйства, млрд. cум |
1387.2 |
5978.3 |
30856.7 |
99604.6 |
115599.2 |
148199.3 |
187425.6 |
216283.1 |
249754.5 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
растениеводства |
696.8 |
3323.1 |
18119.0 |
55429.2 |
61755.1 |
83303.4 |
98406.4 |
108240.1 |
123556.0 |
животноводства |
690.4 |
2655.2 |
12737.7 |
44175.4 |
53844.1 |
64895.9 |
89019.2 |
107432.5 |
126198.5 |
Источник: Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике.
В целом, за 2016 – 2020 гг. валовая продукция сельского хозяйства выросла в 2,1 раза, а на душу населения – в 1,9 раза (в ценах 2019 г.). При этом продукция растениеводства увеличилась в 2 раза, продукция животноводства – в 2,3 раза (таблица 1).
По данным Государственного комитета по статистике Республики Узбекистан, в январе-декабре 2020 года в разрезе регионов значительные объемы продукции (услуг) сельского, лесного и рыбного хозяйства отмечались в Самаркандской (33 629 млрд. сум), Андижанской (27 117 млрд. сум) и Ташкентской (25 815 млрд. сум) областях, тогда как в Сырдарьинской (8 689 млрд. сум) области, Республике Каракалпакстан (10 444 млрд. сум) и Навоийской (11 900 млрд. сум) области прослеживались низкие объемы.
При этом в январе-декабре 2020 года положительные темпы роста отрасли достигнуты в основном за счет следующих видов продукции, показавших высокие темпы роста, по сравнению с аналогичным периодом 2019 года: мясо (в живом весе) – 102,1%, молоко – 102,8%, яйца – 100,7%, овощи – 102,4%, бахчи – 103,2%, плоды и ягоды – 104,0%, виноград – 102,2%, улов рыбы – 118,4%.
В 2017–2020 гг. изменилась секторальная структура валовой продукции сельского хозяйства: удельный вес продукции растениеводства в общем объеме производства сельскохозяйственной продукции составил 49,5% в 2020 г. против 56,2% в 2017 г.; доля животноводства напротив, соответственно выросла с 43,8% до 50,5%.
Объемы инвестиций (государственных и частных), вложенных в отрасль сельского хозяйства составляют 1380,1 млн. долл. (2019 г.). К тому же в настоящее время при участии международных финансовых институтов реализуются 9 инвестиционных проектов по развитию сельского хозяйства в Узбекистане на общую сумму 1 983 млн. долл., в т.ч.: Международный банк реконструкции и развития – 1,0 млрд. долл.; Азиатский банк развития (АБР) – 700 млн. долл.; IFAD – 70 млн. долл.; JICA – 213 млн. долл.
Следует отметить, что Узбекистан добился значительного прогресса в производстве продовольствия. Одной из главных причин этого является значительное увеличение производства сельскохозяйственной продукции и продуктивности. Улучшения стали возможны благодаря увеличению государственной поддержки отраслей сельского хозяйства, а также реформам в аграрном секторе, которые сместили фокус с хлопковой монокультуры к более диверсифицированному производству и улучшению сельской инфраструктуры.
За последние годы в этом направлении были значительно расширены посевные площади и приняты необходимые меры по обеспечению внутреннего рынка качественной продукцией и повышению экспортного потенциала страны посредством увеличения объемов производства продовольственной продукции. Также были приняты практические меры по специализации районов на плодоовощеводстве, объединению производителей продукции в плодоовощеводческие кластеры и кооперации.
В результате даже в нынешних непростых условиях кризиса пандемии, когда государства всего мира озабочены недопущением дефицита продовольствия из-за карантинных ограничений, Узбекистан сумел успешно мобилизовать свой агропродовольственный сектор и добиться бесперебойного обеспечения населения продовольствием, и более того – предпринять усилия по задействованию своего высокого экспортного потенциала на продовольственных рынках. Все это стало возможным как благодаря широким реформам последних лет в области сельского хозяйства и агропродовольственного сектора, так и оперативно принимаемым решениям в период карантинных ограничений.
Следует отметить, что за период 2018-2021 гг. в Узбекистане в 3117 фермерских хозяйствах и сельскохозяйственных предприятиях созданы теплицы общей площадью 5,3 тыс. гектаров, из которых 906 гектаров или (17%) являются гидропонными и 4,4 тысячи гектаров или (83%) являются теплицами, установленными на земле. В теплицах создано более 45 тысяч рабочих мест.
В 2020 году теплицы республики произвели 352 тыс. тонн продукции, в том числе 277 тыс. тонн томатов (79%) и 60 тыс. тонн огурцов (17%), 9 тыс. тонн лимонов (3%) и 7 тыс. тонн другой продукции.
Благодаря принятым мерам, несмотря на пандемию COVID-19, наблюдается рост экспорта узбекской плодоовощной продукции. Так, по данным EastFruit, за первые четыре месяца 2020 года поставки узбекских овощей и фруктов на рынок РФ выросли на 42% по отношению к тому же периоду 2019 года. По поставкам капусты в Россию в январе-марте 2020 года Узбекистан занял второе место, уступая лишь Китаю, а по поставкам лимона – четвертое, после Турции, Марокко и Египта. Экспорт свежих цветной капусты и брокколи вырос в 2,3 раза – на 75%, увеличился экспорт узбекского чернослива на рынок России. Еще более существенно – в 5 раз – увеличился узбекской кураги. Это позволило Узбекистану занять второе место в рейтинге поставщиков этих сухофруктов в Россию после Турции, обойдя поставщиков из ЕС, Таджикистана, Армении и Китая. Экспорт узбекских замороженных фруктов в Россию вырос в 3 раза, а экспорт свежей моркови – в 3,5 раза.
Сегодня более 80 видов сельскохозяйственной продукции, производимой в республике, экспортируется в 66 стран мира. При этом за последние годы произошли кардинальные изменения в структуре экспорта сельскохозяйственной продукции. Если в 2010 году на долю хлопкового волокна приходилось 11,3 процента экспорта, то к 2018 году данный показатель уменьшился до 1,6 процента.
Объем экспорта продовольственных товаров Узбекистана в 2018 году возрос на 25,3% за счет увеличения экспортных поставок плодоовощной продукции на 35,5 %. Из них объем экспорта плодоовощной продукции составил более 1230,6 тыс. т и достиг 874,5 млн. долл. (темпы роста – 35,5 %). Из плодоовощной продукции в 2018 году было экспортировано более 670,4 тыс. т овощей (физический рост увеличился на 84,0 %) на сумму 307,6 млн. долл., плодов и ягод – 307,6 тыс. т (физический объем возрос на 108,1%) на сумму 357,7 млн. долл. (темпы роста в стоимостном выражении, по сравнению с аналогичным периодом 2017 года, составили 141,3 % и 140,6 % соответственно).
За период 2017-2020 гг. экспорт плодоовощной продукции республики вырос в 2,3 раза. При этом в 2020 году объем экспорта плодоовощной продукции составил 1485,0 тыс. тонн и, в стоимостном выражении, превысил 1008,6 млн. долл. (против 645,4 млн долл. в 2017 г.). На основе этого было экспортировано 768,3 тыс. тонн овощей на сумму 400,0 млн. долл., а также 402,3 тыс. тонн плодов и ягод на сумму 353,9 млн. долл. (темпы снижения в стоимостном выражении, по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, соответственно составили 15,1 % и 13,0 %).
Экспорт произведенной в теплицах продукции Узбекистана в 2020 году достиг 83 млн. долл. (118 тысяч тонн), основную часть экспорта продукции тепличных хозяйств – 98 тыс. тонн составили помидоры (66 млн. долл.) и 10 тыс. тонн огурцы (6 млн. долл.). При этом 93% экспорта тепличной продукции приходится на страны СНГ, в том числе 43% – на Казахстан, 29% – на Россию и 21% – на Кыргызстан. Большая часть тепличной продукции Узбекистана, экспортируемая в Казахстан и Кыргызстан, реэкспортируется в Россию.
До конца 2021 года ещё дополнительно 746 предпринимателей планируют запустить теплицы на сумму 8,445 млрд сумов на 2 тыс. га. Всего в 2021 году введены в эксплуатацию 111 современных теплиц на площади 270 га общей стоимостью 768 млрд. сумов и создано 2160 новых рабочих мест.
Безусловно, в Узбекистане еще многое предстоит сделать для того, чтобы агробизнес стал движущей силой экономики сельского хозяйства нашей страны и принял масштабный характер и по-настоящему служил: социально-экономическому развитию сельской местности, производству высококачественных продуктов питания, обеспечению продовольственной безопасности страны и социального благополучия ее граждан, укреплению позиции отечественного АПК на мировых рынках.
Тем не менее, очевидно, что комплексные реформы в сельском хозяйстве Узбекистана приняли необратимый характер и правительство нашего государства и дальше будет предпринимать последовательные и системные меры по достижению главных целей реформ. И наша задача состоит в том, чтобы объединить усилия узбекистанцев в деле развития экономики и повышения уровня жизни, особенно в сельской местности.
В связи с этим хочется призвать независимые СМИ Узбекистана к тому, чтобы они в своей работе не увлекались попытками создать необъективную картину, а больше нацеливались на консолидацию нашего общества вокруг решения реальных насущных проблем. На мой взгляд, в условиях меняющегося Узбекистана главная задача СМИ состоит в том, чтобы объективно освещать происходящие события, и только предварительно, изучив и исследовав выставлять проблему на всеобщее обсуждение и, прислушиваясь к мнению специалистов и экспертов, генерировать идеи и предлагать конструктивные решения возникающих проблем.
Следует помнить, что мы живем в информационном обществе. И парадоксальность нынешнего времени состоит в том, что большинство людей охотно верят негативной, непроверенной и неподтвержденной информации. Следовательно, каждому из нас следует быть острожными как при получении, так и при распространении определенной информации.
В то же время «Чартакский опыт» делает очевидным тот факт, что данный случай показывает необходимость повышения ответственности, прозрачности деятельности и подотчетности органов государственного управления и самоуправления граждан на местах, необходимость усиления общественного контроля над исполнением решений правительства и необходимость повышения ответственности СМИ при освещении событий.
И в завершении не могу не упомянуть о подписанном буквально вчера 8 июня 2021 года главой нашего государства Указа «О мерах по обеспечению равенства и прозрачности в земельных отношениях, надежной защите прав на землю и превращению их в рыночный актив».
Решение принято, в целях внедрения прозрачного, основанного на рыночных принципах и равного для всех порядка выделения земельных участков, обеспечения стабильности в имущественных и правовых отношениях в сфере землепользования, охраны земель, гарантирования имущественных прав землевладельцев, а также введения их в свободный оборот в качестве объекта гражданско-правовых отношений путем определения экономической стоимости земли.
Несомненно, данный документ послужит толчком для того, чтобы в нашей стране сформировался класс собственников и настоящих хозяев земли, для которых каждая копейка, вложенная/инвестированная в агробизнес – дорога как зеница ока.