Пятница, 22 ноября, 2024

Новый курс Узбекистана

Это интересно

Новый курс Узбекистана

Современная политика Узбекистана строится вокруг цели обеспечения выживания в условиях нестабильной международной ситуации. Главным курсом внешней политики выступает обеспечение долгосрочного роста экономики, благосостояния населения и стратегического партнерства.

Недавно нижняя палата парламента Узбекистана назначила референдум по новой конституции на 30 апреля. Основной закон страны планируют обновить на 65%.  В действующую конституцию планируется внести 27 новых статей, общее их число увеличится с 128 до 155.

Инициатором конституционной реформы выступил президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев. В декабре 2021 года, он предложил внести изменения в конституцию, а в мае 2022 года парламент образовал комиссию для разработки поправок в принятый в 1992 году Основной Закон страны. Президент республики также предложил провести всенародный референдум по вопросу внесения изменений в Конституцию. В соответствии с решением парламента всенародное обсуждение законопроекта о внесении поправок в Конституцию должно было продлиться до 4 июля 2022 года включительно. Однако из-за массовых беспорядков в Каракалпакии 1 и 2 июля под предлогом несогласия с изменением статуса региона в новой редакции Конституции Узбекистана парламент продлил срок обсуждения, а Мирзиёев решил не вносить в основной закон изменения, лишающие Каракалпакию статуса суверенной республики в составе Узбекистана и права выхода по итогам референдума.

Нормы проекта Конституционного закона были совершенствованы и доработаны на основе высказанных на заседании предложений.  Выступившие на заседании подчеркнули, что на основе мнений и поддержки граждан конституционные реформы будут проводиться путем референдума и особо отметили, что это станет в буквальном смысле выражением воли нашего народа — принятием настоящей народной Конституции.

Обновленная Конституция создаст основы социальной, демократически-правовой и подлинно народной государственности, повысит благосостояние населения, еще больше укрепит права и интересы, возвышая честь и достоинство человека.

За последние годы внутренняя и внешняя политика Узбекистана кардинально изменилась. Руководство страны выбрало курс на разработку и реализацию ряда новых идей и принципов по дальнейшему устойчивому развитию государства, укреплению добрососедских отношений с зарубежными странами, повышению авторитета республики на международной арене.

После распада Советского союза Узбекистан был вынужден заново выстраивать свои дипломатические отношения с Россией. Узбекско-российские отношения оставались важнейшим и приоритетным направлением для Ташкента во время всего периода независимости.

Узбекско-российские отношения подняты на уровень стратегического партнерства, достигнуты весомые результаты в развитии многоплановых и многосторонних отношений между двумя странами.  В настоящее время страны сотрудничают во всех сферах: экономике, промышленности, торговле, образовании, медицине, науке. Проходят регулярные встречи на высшем и высоком уровнях, в том числе на полях крупных международных и региональных мероприятий в рамках ШОС, СНГ и других организаций.

Узбекистан занимает первое место по сумме трансграничных переводов из России в страны Центральной Азии. По данным Центробанка республики, объем трансграничных денежных переводов в страну в первом полугодии 2022 года составил 6,5 миллиарда долларов. Кроме того, Узбекистан становится все более привлекательной туристической страной для россиян.

Узбекистан и Россия всегда были вместе в сложное время, в республике продолжают жить в мире и согласии представители многих народов, заявил президент Шавкат Мирзиеев во время праздничных мероприятий в Ташкенте, посвященных Наврузу (праздник весеннего равноденствия, который отмечают 21 марта).

«Правильно в песне сказано, что Русь и Узбекистан были и будут вместе всегда. В самое сложное время мы были вместе и будем вместе», — сказал Мирзиеев.

Президент отметил, что сегодня в республике представители многих народов живут в мире и согласии. «Это наше главное достижение», — добавил президент Узбекистана.
Новый курс Узбекистана
Мирная и экономически процветающая Центральная Азия — главная цель для России и стран нашего региона. Именно поэтому важнейшей стратегической задачей внешнеполитического курса Узбекистана стало налаживание взаимоотношений с ближайшими соседями, а также создание пояса безопасности вокруг Центральноазиатского региона. Находясь в самом сердце Центральной Азии, Узбекистан чрезвычайно заинтересован в том, чтобы регион стал зоной стабильности и устойчивого развития.

Государства Центральной Азии все чаще стали предпринимать совместные действия для решения общих региональных проблем, но и для обеспечения благополучия и процветания своих граждан. Страны региона решают непростые задачи обеспечения безопасности и стабильности, устойчивого социально-экономического развития Центральной Азии. Устранены многие барьеров, в том числе, чувствительные пограничные проблемы. Созданы условия для свободного перемещения граждан, активных культурных и туристических обменов между странами региона.

Впервые за последние десятилетия начата реализация совместных проектов промышленной кооперации, создаются новые цепочки добавленной стоимости. Так, созданы инвестиционные банки Узбекистана с Кыргызстаном и Таджикистаном для финансирования перспективных проектов в сферах промышленности, аграрного сектора, энергетики, инфраструктуры, автомобилестроения и других направлениях.

Именно при правлении президента Шавката Мирзиёева динамичные тенденции сотрудничества Узбекистана с соседними государствами приобрели качественно новый, системный и динамичный характер. За короткий период двусторонние отношения Узбекистана со странами региона повышены до уровня стратегического партнёрства (Кыргызстан, Туркменистан) и союзничества (Казахстан, Таджикистан).

Также ожидается, что Узбекистан вступит в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) не позднее 2024 года. «Вопрос о полноценном членстве в ЕАЭС должен будет решиться не позднее 2024 года, хотя, возможно, что это будет и раньше — в 2023 году», — заявил старший научный сотрудник Института государства и права Академии наук Узбекистана, эксперт Международного института Центральной Азии Равшан Назаров.

Однако вступление Узбекистана в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) невыгодно монополистам, которые боятся потерять контроль над рынком республики и выдают свои интересы за «национальные интересы», отметил Равшан Назаров.

«Противники интеграции в республике и за ее пределами очень часто апеллируют к фактору „национальных интересов“, которые якобы не будут соблюдаться и учитываться при вступлении республики в эту организацию. Однако общеизвестно, что под „национальными интересами“ понимаются чаще всего корыстные цели очень узких групп элит, боящихся потерять монопольный контроль над рынком Узбекистана», — заявил Назаров.

Он подчеркнул, что монополисты боятся вступления Узбекистана в ЕАЭС, так как это означает появление на рынке республики более качественной и дешевой продукции из стран-партнеров. Появление таких товаров выгодно простому узбекскому потребителю, но невыгодно монополистам, считает эксперт.

Новый курс Узбекистана

Назаров уточнил, что вступление Узбекистана в ЕАЭС позволит обеспечить глобальные и главное долгосрочные интересы республики. К тому же надо учитывать и «сопряжение проектов» ЕАЭС и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), а это очень важно для Узбекистана, потому что он является одним из ключевых государств ШОС. Страны ЕАЭС являются естественными партнерами Узбекистана.

Отметим, что товарооборот Узбекистана со странами ЕАЭС продолжает расти. Например, в январе 2023 года объемы достигли $1,3 млрд. Это в 1,5 раза превышает показатели за январь месяц 2022 года. При этом в 2022 году товарооборот между РУз и ЕАЭС вырос на 22,7%.

Кыргызстан, хоть и с небольшой долей во внешнем торговом обороте Узбекистана, входит в тройку первых государств среди стран ЕАСЭ с долей 2,5%. На Россию и Казахстан приходится 18,6% и 9,2% соответственно.

Узбекистан настроен на диалог, конструктивное взаимодействие и укрепление добрососедства. Преследуя данную цель, Узбекистаном предприняты действия по развитию и укреплению всесторонних отношений с Кыргызстаном. Сегодня узбекско-кыргызские отношения переживают небывалый подъем, охвативший все грани двустороннего сотрудничества. Заметна качественная трансформация характера и содержания двустороннего взаимодействия, выраженных в регулярных контактах на высшем и высоком уровнях. Духовная близость наших народов, схожая система ценностей — залог успешного сотрудничества по всем направлениям: от политики до экономики.

Ш.М. Мирзиёев на посту президента уже проделал огромную плодотворную работу: развитие демократии, рост экономики, совместные проекты с РФ, вступление в ШОС, установление добрососедских отношений с соседями, в частности, решение вопросов о границе с Кыргызстаном и т.д.

Западные СМИ пытаются провокационно раскритиковать проведение узбекистанского референдума. Однако, приняв Конституцию в новой редакции, Узбекистан ожидает продолжение выбранного курса и стабильность развития.

Новое на сайте

Другие подобные статьи