Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Общественный совет при хокимияте Ташкента предложил придать городской мозаике статус культурно-исторического наследия, сообщает корреспондент Podrobno.uz.
Об этом стало известно по итогам заседания совета, прошедшего в среду. Члены совета рассмотрели тревожные сообщения о закраске мозаики на торцах девятиэтажных домов. Было решено направить предложение в Департамент исторического наследия о придании городской мозаике статуса культурно-исторического наследия.
В последние годы районные управления благоустройства постепенно уничтожают это уникальное культурное наследие советской эпохи. Многие мозаичные панно уже уничтожены или находятся в плохом состоянии. В городе нет специалистов, которые бы на государственном уровне занимались сохранением и реставрацией этих уникальных произведений.
Традицию украшать мозаичными панно торцы и фасады заложили художники Пётр и Николай Жарские. Они родились во Франции в семье русских белоэмигрантов. Братья Жарские росли в творческой атмосфере: их отец рисовал и фотографировал, дед и дяди играли на музыкальных инструментах. Неудивительно, что все три брата продолжили традицию и получили художественное образование. В 1947 году семья вернулась в Россию, а в 1966 году Пётр и Николай приехали в Ташкент восстанавливать разрушенный землетрясением город, сообщает Информационно-аналитический цент Московского госуниверситета.
Устроившись по приезду художниками на завод железобетонных изделий, они стали разрабатывать эскизы мозаичных панно для отделки многоэтажных зданий. Типовые застройки получали индивидуальность, город становился узнаваемым и неповторимым. Традиция мозаичных украшений прижилась, и сегодня мы встречаем не только фасады и карнизы, но и декоративные панно у подъездов, фонтаны, купола и целые станции метро, отделанные стеклоплиткой.
Характерная особенность узбекской мозаики – восточные узоры. Они сплетаются в самостоятельные орнаменты и обрамляют законченные сюжеты. Темой для мозаик становились геометрические, сказочные, праздничные (например, панно «Навруз»), агитационные сюжеты. Их посвящали великим достижениям, дружбе народов, героям труда и отдельным профессиям в целом.