Суббота, 20 апреля, 2024

Отсутствие уважения к педагогам и необоснованное вмешательство в их деятельность могут стать причиной краха – эксперт

Это интересно

Отсутствие уважения к педагогам и необоснованное вмешательство в их деятельность могут стать причиной краха – эксперт

Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. В списке поправок, которые планируется внести в Конституцию, есть нормы, касающиеся педагогов. И это не случайно, считает заместитель директора Исследовательского института правовой политики при Министерстве юстиции, доктор юридических наук, профессор Абдулазиз Расулев. По его словам, отсутствие уважения к педагогам, необоснованное вмешательство в их деятельность могут стать причиной краха и падения уровня образования.

– Предлагаемая поправка в статье 41-2 Конституции Узбекистана направлена на решение и всемерное укрепление, поднятие и повышение статуса педагога в обществе. Ведь именно педагог является ключевой фигурой в рамках образовательной системы. Конституционные гарантии поддержки преподавателей призвана обеспечивать качество образования.

Статус педагога не является новой правовой темой для Узбекистана. Правовой статус педагога обсуждается уже четвертый год. Так, закон “О статусе учителя” проходил обсуждение на Портале обсуждения проектов нормативно-правовых актов еще в январе 2019 года (законопроект был разработан Министерством народного образования), в последующем после доработки в ноябре-декабре 2020 года был выставлен на обсуждение закон “О статусе педагогического сотрудника” (Законопроект был разработан Министерством юстиции). Эти проекты были одними из 10 самых обсуждаемых проектов, по ним в общем поступило 817 предложений от населения.

Подобные идеи закрепляются на уровне Основного закона в части развитых Азиатских стран. К примеру, в Конституции Южной Кореи статус учителей определен как фундаментальный вопрос, который должен отражаться в законах. В Конституции Малайзии вопросы статуса и подготовки учителей указаны как вопросы общегосударственного (федеративного) масштаба. В Конституциях ОАЭ и Катара образование указано как основа социального прогресса, основ общества, в связи с чем государство должно стремиться создавать условия для качественного образования, что требует повышения статуса учителей.

Сегодня в Узбекистане функционируют 10130 общеобразовательных школ, 2730 из них функционируют в городах, а 7408 – в селах. Сегодня в школах обучаются 6246491 учеников.

В системе народного образования учтены принципы толерантности и гуманизма. Узбекистан является многонациональной страной. Поэтому обучение в школах осуществляется на семи языках. Так, наряду с школами с узбекским языком обучения (8227 школ) имеются 245 школ с каракалпакским языком обучения, 143 школы с казахским языком обучения, 92 школы с таджикским языком обучения, 88 школ с русским языком обучения, 23 школы с туркменским языком обучения, а также 21 школа с киргизским языком обучения.

В целях выявления, обучения и воспитания одаренных детей, дальнейшей поддержки и стимулирования талантливой молодежи, формирования духовно богатого и интеллектуально развитого поколения в феврале 2019 года было принято решение о создании Президентских школ, в которых образовательный процесс осуществляется на английском языке в соответствии с учебными планами и программами, разрабатываемым совместно с зарубежными образовательными организациями, что свидетельствует о применении передовых стандартов качества образования.

Знаменательным событием в области школьного образования, поддержки творчества, а также создания возможностей для углубленного изучения иностранных языков стало создание творческих и специализированных школ.

В целом за последние пять лет были созданы правовые основы для совершенствования системы народного образования. Так, Закон «Об образовании» был принят в новой редакции, утверждена Концепция развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года. Непосредственно в сфере развития школьного образования были приняты 17 документов, в частности 4 акта Президента Республики Узбекистан.

Предлагаемая редакция статьи 41-2 Конституции предусматривает два важных аспекта.

Во-первых, в Узбекистане труд учителя признается основой развития общества и государства, формирования и воспитания здорового, гармонично развитого поколения, сохранения и обогащения духовного и культурного потенциала народа. Действительно, именно педагог формирует будущих членов общества и государства независимо от профессий или рода деятельности. Профессия учителя с давних времен является самой востребованной. Практически эта профессия может быть названа «матерью» других профессий. По итогам 2021 года в Узбекистане в детсадах педагогическую и воспитательную деятельность осуществляют 116980 человек, в школах – 529116 человек, в академических лицеях, профессиональных учебных заведениях (колледжи, техникумы) – 7182 человека, а в вузах – 37364, всего – 690642 учителя, что составляет около 2 % всего населения Узбекистана. Поэтому конституционное закрепление статуса учителя является очень актуальной задачей. Такая норма, в свою очередь, призвана поменять отношение к педагогу как наставнику.

Во-вторых, предусматривается обязанность государства по защите чести и достоинства учителей, поддержании их социального и материального благополучия, профессионального роста. К сожалению, материально-техническое обеспечение педагогов не является идеальной. Особенно это прослеживается в детсадах и школах. Зарплата воспитателей является не высокой – в 1,4-1,8 миллиона сумов, а в школах – 2-3 миллиона сумов. Такая зарплата в условиях рыночной экономики является невысокой.

В зарубежных странах уделяется пристальное внимание достойной зарплате учителей. Так, зарплата учителей в Швейцарии составляет до 6240 долларов, в Германии – до 5500 евро, в Японии – до 3900 долларов, в США – 3900 долларов в месяц.

Поэтому иногда учителями становятся те выпускники, которые не смогли найти другую высокооплачиваемую работу. Низкая заработная плата также подталкивает учителей на поиск новых источников заработка. Иногда учителям приходиться искать дополнительную работу. Некоторые учителя стараются увеличить количество часов, что снижает качество преподавания и может одновременно лишить потенциальных учителей часов работы.

Отсутствие уважения к педагогам, необоснованное вмешательство в их деятельность могут стать причиной краха и падения уровня образования. Поэтому закрепление статуса педагога является основой для повышения качества образования, что в итоге способствует формированию светлого будущего любого государства. Ведь не зря Отто фон Бисмарк говорил, что “Великую Германию формируют простые преподаватели”. Закрепление конституционного статуса педагога является перспективной идеей и позволит повысить не только статус педагога, но и качество во всех сферах жизни общества.

Источник: www.podrobno.uz

Новое на сайте

Другие подобные статьи