Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. В социальных сетях продолжаются споры на тему соблюдения тех или иных религиозных правил.
Конечно, абсолютная и непререкаемая истина – то, что религия наших предков – основа нравственных правил жизни многих поколений. И еще непреложная истина, заключается в резко возросшем интересе к исламу, в первую очередь, нашей молодежи. Такое увлечение связано с новыми вызовами, с которыми сталкиваются молодые люди в современном обществе, с поиском своей идентичности, жизненными ценностями. В этом ничего плохого.
Интерес к исламу проявляется во многих аспектах, внешней атрибутике, ворвавшихся в нашу жизнь, постепенно превращаясь в обыденность.
Попробуем вместе разобраться в противоречиях, вызывающих сегодня неоднозначные мнения в нашем обществе.
Позиция №1
Джума-намаз
Районы Ташкента, в которых расположены мечети, фактически близки к автомобильному коллапсу. Это самая обсуждаемая тема дискуссий в социальных сетях.
Многие пользователи приводят в пример другие мусульманские страны, в некоторых из них законы шариата преобладают в обычной жизни. Но даже в этих странах верующие, соблюдающие основные законы ислама, с уважением относятся к братьям, которые мечети в пятницу не посещают. Улицы в этих городах свободны от пробок, потому что верующие идут в мечети пешком. Как сказал известный узбекский блогер о джума-намазе в одной из таких стран: «молятся тихо, незаметно и скромно».
Конечно, ташкентцы по-разному относятся к автомобильным пробкам по пятницам. Часть из них свыклась с таким неудобством и просто терпеливо ждет, пока движение восстановится. Другие испытывают раздражение из-за задержек и неудобств, особенно когда спешат или опаздывают куда-то.
А недавно в мечети «Кузи ожизлар» в Чиланзарском районе Ташкента вообще произошел вопиющий случай, когда во время молитвы скончался прихожанин. А медицинская бригада не смогла вовремя оказать первую помощь пациенту, потому что машина «скорой» не смогла подъехать к мечети из-за припаркованных в махалле машин ее посетителей.
Мнения комментаторов в социальных сетях, возмущенных неудобствами автопробок, достаточно разнообразны. И это не кажется странным. Но вот что на самом деле удивительно – это мнения прихожан, приезжающих на машинах и бросающих их на проезжей части, как попало.
«Я – мусульманин и приехал исполнить свой долг в святую пятницу. Я никому не создаю проблем. Все обязаны быть на намазе, и тогда никто не будет жаловаться на машины. Верующие в джума – главные. Смотрите на нас и делайте как мы»,– стандартная позиция всех, с кем удалось накоротке побеседовать.
Причем такая позиция непоколебима, несмотря на мнения имамов, призывающих во время намаза не создавать проблем другим людям. Такую удивительную позицию можно охарактеризовать одним словом – «показуха».
Позиция №2
Борода
Сегодня некоторая часть молодых людей, ассоциирующая себя с исламом, нередко носит бороды, что делает их внешность ярко выделяющейся среди остальных. Они абсолютно уверены, что их борода для всех окружающих – признак богобоязненности, выполнение сунны, и теперь никто не сможет обличить их в неправедных делах. Удивительно, но эта уверенность строится лишь на внешней атрибутике. Странно, но именно так ношение бороды понимают многие наши сограждане.
Мне вспоминается один случай с моим знакомым, уже немолодым человеком, которого пригласили сниматься в кино на эпизодическую роль. Роль боевика, которую играл мой знакомый, требовала иметь густую бороду, которую он начал отпускать. Через некоторое время соседи по махалле начали спрашивать его: «Вы были в хадже? Вы читаете Коран?».
Кстати, интересный факт из Сирии про боевиков ИГИЛ и бороды.
После масштабного поражения ИГИЛ в Сирии и Ираке часть боевиков бежала в Турцию. Так вот журналисты арабских изданий сфотографировали в районе Алеппо и в окрестностях Хамы целые залежи использованных бритвенных станков и килограммы сбритых бород.
Дело в том, что для перехода через сирийско-турецкую границу вместе с беженцами, боевики переодевались в женскую одежду и сбривали бороды. Журналисты утверждают, что местные жители видели, как террористы брились и затем надевали женские платья и никабы.
И еще одно интересное наблюдение.
Все мы помним, как сотрудники МВД Узбекистана проводили аресты членов местных ОПГ, занимавшихся различными преступлениями: рэкетом, разбойными нападениями, мошенничеством, изготовлением и продажей наркотиков, другими преступлениями. Так вот обратите внимание на фотографии задержанных. Почти все фигуранты возбужденных уголовных дел носят бороду. В социальных сетях некоторые пользователи высказали свое мнение. Мне оно показалось интересным и, возможно, справедливым.
Все обвиняемые в уже упомянутых преступлениях читают Коран и пятикратный намаз, передают часть награбленных денег в мечети. Они считают, что таким образом соблюдают садака, закят, а также молитвой, соблюдением сунны выполняют все обязательства перед Всевышним. А вот каким образом получены эти деньги, для них не принципиально.
Вновь напрашивается уже упомянутое слово «показуха», вот смотрите, какой я правоверный мусульманин. Так считают многие участники дискуссии в соцсетях.
Так что же такое показуха (желание выдать что-то в лучшем свете, хотя это совершенно не соответствует действительности) в исламе? Давайте разберемся.
Коран призывает соревноваться в благих делах. Но при этом подразумевается не показуха, а то, что, когда один мусульманин делает одно благое дело в день, ты постарайся сделать два или три, или даже больше. Но главное – не напоказ, а ради Всевышнего.
Показуха происходит от человеческой слабости. Кто-то хочет самоутвердиться, самовыразиться, показать, что он лучше, чем есть на самом деле, – а это уже показатель зависимости и заискивания перед такими же смертными. В этом заключается наша слабость. У некоторых молодых людей эта слабость выражается в строгом следовании религиозной атрибутике.
Можно ли людям рассказывать о своих хороших делах не для того, чтобы похвастаться, и не с плохими намерениями, а просто так? Деяние, которое было совершено не с целью достичь довольства Всевышнего, а ради хвастовства, называется «рийа» (показуха). Любое поклонение должно совершаться лишь ради Аллаха и Его милости. Если человек неискренен, то рийа уничтожает саваб за чтение Корана, совершение намаза, выдержанный пост, выплаченный закят, ношение бороды или никаба.
Наш пророк (сав) говорил: «Несомненно, что самой страшной вещью для вас является малый ширк: (рийа) показуха» (Тирмизи). На самом деле каждый человек знает, ради чего он совершает определенный поступок. Если искренне «заглянуть» в свою душу и задаться вопросом: «Для чего я это делаю? Ради кого это?», можно увидеть то, что движет нами. Это – желание достичь довольства Аллаха или же восхищения, одобрения и похвалы окружающих нас людей?
Рассмотрим два примера. Допустим, вы находитесь на каком-либо мероприятии и наступило время намаза. Вы осторожно спрашиваете человека: «Совершаете ли вы намаз?», чтобы в случае утвердительного ответа понять, как дальше себя вести, где вам обоим можно совершить молитву и как лучше это сделать. В данном случае это не будет считаться рийа, поскольку в вашем вопросе прослеживалось лишь благое намерение.
Рассмотрим обратную ситуацию: вы находитесь в окружении малоизвестных вам людей и по наступлении времени намаза невзначай задаете вопрос: «А вы читаете намаз?». Если это было сделано ради того, чтобы пристыдить человека и поставить его в неловкое положение, или для того, чтобы продемонстрировать свою набожность, чтобы потешить свой нафс «внутренним самолюбованием», то это будет рийа.
Предпочтите милость Аллаха, а не восхищение людей, довольство Аллаха, а не угождение людям…
В конце концов, бросать ли свою машину посередине дороги, создавая массу неудобств окружающим, носить бороду или нет – это право выбора каждого молодого человека.
Но все же стоит задуматься, как на тебя смотрят окружающие и какое будущее нужно для себя строить.
Стоит также заметить, что уважение к религиозным обязанностям – это важный аспект для каждого человека. Однако важно не забывать и то, что религиозная практика не должна мешать окружающим, нарушать гражданские нормы и правила жизни в светском государстве.
Более того, стоит задаться вопросом, насколько вы соблюдаете правила жизни мусульман и истинные принципы ислама. Ведь ислам наряду с молитвой и ношением бороды также налагает на своих последователей множество других нравственных и этических обязательств. Выполняете ли вы иные обязательства? К сожалению, ответ на этот вопрос в нашем обществе оказывается риторическим.
Искандар Махмудов
Мнение редакции может не совпадать с позицией автора