Превращение в ближайшем будущем Центральной Азии в мирный и процветающий регион является приоритетной задачей внешней политики Узбекистана. Сегодня, в эпоху глобальных перемен, картина мира стремительно меняется на наших глазах. С одной стороны, возникает недоверие отдельных государств друг к другу на фоне игнорирования норм международного права из-за расхождения взглядов в масштабном сражении за установление нового мирового порядка. Ожесточенные споры и непримиримые позиции нарушают налаженный диалог стран, разрушают практическое сотрудничество, создают искусственные препятствия в экономике, инвестиционном и инновационном развитии, что приводит к разрастанию всевозможных кризисов, в том числе финансового, продовольственного, ставя под удар дальнейшую судьбу мирового сообщества.
С другой стороны, происходит процесс созидания, идет сплочение стран на основе того, что общие интересы выше геополитических и геоэкономических противоречий. Вследствие чего в разных регионах мира возникают новые центры экономического и технологического роста, новые точки притяжения капиталов и производств. Таким новым центром экономического развития, транспортно-коммуникационным мостом, соединяющим Восток и Запад, Север и Юг, по словам Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева, в последние годы становится Центральная Азия.
Но для устойчивого развития этого региона ключевым вопросом является обеспечение его безопасности, решение которого напрямую увязано со складывающейся ситуацией в Афганистане. Потому как Афганистан, во-первых, также является важным продолжением моста, связывающим, в частности, между собой Центральную и Южную Азию. Во-вторых, это государство — ближайший сосед Узбекистана, граничащий с ним, и все его проблемы оказывают непосредственное влияние на все страны Центральной Азии и на все сферы взаимодействия. В-третьих, масштабные экономические проекты, часть которых находится в стадии строительства, так или иначе без мирного и стабильного Афганистана трудно осуществимы. Например, газопровод Туркменистан — Афганистан — Пакистан — Индия, линия электропередачи Туркменистан — Афганистан — Пакистан, трансафганский транспортный коридор, CASA-1000, железнодорожная линия Туркменистан-Афганистан-Таджикистан, маршрут Лазурит в рамках Срединного коридора, который обсуждается для расширения до Индии.
Как известно, правительство Афганистана готово реализовать их, но вопросы признания, угрозы безопасности и терроризма, экономические и гуманитарные проблемы пока не позволяют воплотить все замыслы на практике. Учитывая нынешние энергетические, продовольственные, торговые проблемы, эти проекты выгодны всем странам Центральной и Южной Азии, их интеграционным процессам, в том числе и нормализации ситуации в Афганистане.
В этой связи надо отметить, что новой власти Афганистана со своей стороны также необходимо проявить собственную волю и выполнить политические обещания, перейдя к практической реализации взятых на себя перед мировым сообществом обязательств, в частности, по формированию сбалансированного в этнополитическом плане правительства. В этом отношении движение Афганистана и мирового сообщества навстречу должно быть обоюдным. Напомним, приход к власти в Афганистане лидеров движения «Талибан» в августе 2021 года нарушил баланс представленности этнических групп в системе власти страны. Политика вытеснения нацменьшинств из органов управления создает социальное неравенство и формирует протестный потенциал населения. Дальнейшее игнорирование требования ведущих мировых держав по обеспечению этнополитической инклюзивности ведет лишь к тупику. Ведь решение этого вопроса является ключевым условием стабилизации ситуации в Афганистане и международного признания движения «Талибан».
Отсутствие альтернативы власти, как показывает мировая практика, способно привести к политическим рискам и ухудшению социально-экономического положения населения, которое на нынешний момент наблюдается в Афганистане. Думается, что ядром решения многих проблем в стране является запуск внутриафганского политического диалога. Сегодня в мире почти нет государств, где не учитывались бы права нацменьшинств. Преимущество правительства, созданное на принципе полиэтничности, в том, что оно отвечает духу всего народа, а также в его конструктивности, конкурентоспособности и договороспособности. Долевая представленность основных этносов в органах власти, их активное участие в принятии решений в рамках своих компетенций делает любое государство более жизнеспособным и суверенным. Скорейшее формирование инклюзивного кабинета министров предоставит шанс Афганистану, к тому же, ««разморозить» наконец золотовалютные резервы бывшей исламской республики – одну из основных целей новой власти, что, безусловно, даст мощный импульс для выхода страны из экономического и гуманитарного кризиса. Еще раз подчеркнем, что налаживание конструктивного диалога с оппозицией по вопросу создания инклюзивного правительства способно привести к важному для Афганистана результату — международному признанию.
Узбекистан в данном контексте «за» обоюдное движение навстречу друг к другу. Такая позиция отражена и в реализации основных задач, определенных в Стратегии развития Нового Узбекистана. Что касается вопроса в отношении постконфликтного восстановления Афганистана, то Президент Шавкат Мирзиёев особое значение придает тем действенным мерам, которые наиболее эффективны в решении данной темы. Открытие моста на узбекско-афганской границе для международных поставок гуманитарных грузов, поддержка строительства большого количества инфраструктурных объектов на территории Афганистана являются тому убедительным подтверждением. Кроме того, Узбекистан всемерно помогает международным организациям и странам в осуществлении их гуманитарной деятельности в Афганистане через Термез, в котором по инициативе узбекского руководства создан Международный транспортно-логистический хаб для обеспечения централизованной и адресной доставки гуманитарных грузов в соседнюю страну. Этой возможностью активно пользуются Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев и Всемирная продовольственная программа.
Проведение конференции по Афганистану в июле 2022 года в Ташкенте также стало значимым вкладом Узбекистана в дело обеспечение устойчивого мира и стабильности в этой стране. В настоящее время в рамках ООН осуществляется работа по продвижению инициативы Президента Узбекистана по созданию Международной переговорной группы по Афганистану. Шавкат Мирзиёев, выступая на 78-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, с высокой трибуны заявил: «Международная безопасность напрямую связана с процессами в Афганистане. В этой стране сложилась новая ситуация, которая требует особых подходов к решению афганского вопроса. Будет большой ошибкой снова оставить Афганистан один на один с его проблемами. Игнорирование, изоляция и введение санкций усугубляют положение простого афганского народа. Мы считаем, что гуманитарная помощь афганскому народу не должна ослабевать. Призываем к разработке соответствующих механизмов для направления замороженных международных активов Афганистана на решение острых социальных проблем в этой стране. Нам нужен мирный и стабильный Афганистан, который участвует в процессах регионального сотрудничества и открыт для взаимовыгодного партнерства со своими соседями и другими странами… Я призываю мировое сообщество объединиться в решении проблемы Афганистана. В этой связи считаю принципиально важным под руководством Организации Объединенных Наций выработать согласованную и конструктивную позицию по Афганистану».
Обоюдное движение навстречу друг к другу всегда взаимовыгодно, оно имеет созидательный характер, сплачивает страны и народы на пути строительства нового мирового порядка. Как мы видим, альтернативы взаимному сотрудничеству нет.