Понедельник, 28 октября, 2024

Помешанные на роке. Ташкент помнит Виктора Цоя

Это интересно

Помешанные на роке. Ташкент помнит Виктора Цоя

Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. 15 августа – трагическая дата для всех, кто любит русский рок. В этот день не стало одного из ярчайших его представителей Виктора Цоя. Творчество музыканта пользуется популярностью по всему миру вот уже больше 40 лет, до сих пор в ресторанах, караоке и в некоторых ташкентских дворах можно услышать его песни.

Незадолго до смерти Виктора Цоя группа «Кино» была с гастролями в Ташкенте. Они проходили с 8 по 11 марта в бывшем дворце спорта «Юбилейный».

Послушать вживую артиста смогли тогда не только многие узбекистанцы, в столицу приезжали фанаты со всего Советского Союза. Зал, как говорят очевидцы, был не то, что заполнен, а буквально забит так, что многие стояли на головах. Виктор Цой в Ташкенте много общался со сцены и раздавал автографы.

Это было незабываемое событие для его поклонников, которое они помнят до сих пор. Яркий пример этого – успех концерта «Симфоническое КИНО» в апреле этого года в столице Узбекистана. Гитарист легендарной группы Юрий Каспарян совместно с Национальным симфоническим оркестром Узбекистана исполнил хиты «Кино» в симфороковой обработке, в очередной раз продемонстрировали уникальность советской эпохи и культуры 80-х годов, из которой вышли многие легенды русского рока.

Музыкант и звукорежиссер, генеральный директор звукозаписывающей компании IOSIS Игорь Иосис работал на концертах в Ташкенте с группой «Кино».

«Раньше концерты были совсем другими, никто не возил с собой команду из звукорежиссеров и техников. Как правило, певцы приезжали во дворцы культуры и там обязательно должен был быть человек, который настраивал всю аппаратуру. Вот этим человеком тогда на концертах Цоя в Ташкенте был я вместе с помогавшими ребятами», – рассказал он корреспонденту Podrobno.uz.

По словам Иосиса, ему сразу удалось найти контакт с Цоем, певец был настоящим профессионалом.

«У нас были прекрасные отношения, хотя мы не очень много общались. Знаете, бывает так, что два слова человеку скажешь и все становится понятно. Так было с Цоем. Я тогда, как и он, тоже был весь лохматый и помешанный на роке. Мы друг друга вычислили и сразу поняли ментально», – сказал звукорежиссер.

Собеседник добавил, что на первом концерте Цоя произошел курьезный случай.

«Людей в зале было очень много. Место, где я располагался, находилось на уровне публики, когда она сидела – все было нормально, я мог видеть, что происходит на сцене и реагировать на жесты музыкантов и самого Цоя. Однако, как только Виктор со своей белой гитарой вышел на сцену, публика моментально вскочила на ноги и простояла так весь концерт. Как я не прыгал и не скакал, все равно сцена оставалась закрытой. Спасли положение ребята, которые располагались сверху на колонках, они подсказывали мне, что делать», – отметил Игорь Зиновьевич.

Он также добавил, что сегодня мало кто понимает, насколько сложно было тогда организовывать концерты.

«Было, честно говоря, очень трудно, все приходилось делать практически с колес. Тогда не было саундчека, играли все живьем, никаких фонограмм. Но у «Кино» были классные музыканты, поэтому все вышло очень хорошо. На втором концерте меня уже подняли наверх, и я сидел как король над всеми», – сказал Игорь Иосис.

По словам собеседника, в то время у Виктора Цоя было много подражателей. Особенно это было развито в ресторанном бизнесе. Люди, заходя на ужин, кричали музыкантам: «Цоя давай!» Его и сейчас частенько можно услышать в ресторанах и караоке. Сказать, что Цоя забыли, или он ушел в историю, нельзя, отметил Игорь Зиновьевич.

«Раньше в рок-музыке создавались стихи и поэзия. Сейчас мы говорим слово «текст», а в роке тогда закладывались смыслы и ассоциации. Чего-то сверхъестественного с точки зрения музыки в творчестве Цоя не было, но существовала поэзия. Он был одним из тех, кто начал публику заставлять слушать слова. Мы, когда были пацанами, слушали песни на английском языке. Это The Beetles, The Rolling Stones, Led Zeppelin – великая музыка. Она была главной. А артисты поколения Цоя начали очень серьезно влиять на людей именно смыслами. Сейчас есть, кто пишет хорошие стихи, но уже нет такой популярности и массовости,» – отметил Игорь Иосис.

Он также рассказал интересную историю, произошедшую на последнем концерте Цоя.

«К этому дню мы уже все сдружились: и музыканты, и технари. Мои пацаны опустили штанкет с длинными кручеными огурцами, которые выращивают в Узбекистане, под его композицию «Алюминиевые огурцы». Это надо было, конечно, снимать, когда Виктор стоял на сцене, пел эту песню в своей манере, серьезный такой, а над его головой висели настоящие огурцы», – рассказал Игорь Иосис.

По его словам, смерть музыканта в автокатастрофе для многих в Узбекистане стала ударом.

«Мы все переживали: не только музыканты, но и многие жители. Это произошло спустя несколько месяцев после его приезда в Ташкент. Получилось, что это были его последние гастроли. Вообще, когда уходят молодые – это жутко. Тогда многим было не по себе, это было хорошо заметно на концерте в Чирчике в 1991 году, который устроили в память о Цое молодые исполнители», – заключил он.

Еще один поклонник группы «Кино», лидер рок-групп «Fомальгаут» и F-PRO Дмитрий Меньшиков считает, что творчество Цоя оказало большое влияние на все постсоветские рок-сообщества, включая и узбекистанское.

«Ежегодно в день рождения и день гибели Виктора Цоя в ташкентских рок-клубах и других заведениях проходят вечеринки и концерты, посвященные этому великому музыканту. В рамках таких мероприятий ташкентские группы и исполнители поют песни группы «Кино», публикуют фотографии Виктора на своих страницах в социальных сетях и даже диджеи в клубах, не имеющих отношения к рок-музыке, ставят ремиксы на песни группы «Кино», – отметил Меньшиков.

По его мнению, и сегодня песни группы «Кино» очень популярны в республике, а молодые ребята, берущие в руки гитару, чаще всего начинают именно с песен Виктора Цоя.

«Я не знаю ни одного артиста, чьи песни также часто звучат во дворах под акустическую гитару или исполняются на больших концертах. Рок музыка в Узбекистане очень самобытна и почти каждая группа, исполняющая авторские песни, создает свой стиль и свое звучание. Но я видел и знаю очень много ташкентских групп, включающих в свой репертуар различные песни группы «Кино» и Виктора Цоя», – добавил Меньшиков.

Сам он познакомился с творчеством музыканта в детстве в конце 90-х годов прошлого века, когда начинал слушать его песни на своем первом в жизни плеере, тогда еще кассетном.

«Однажды мой друг Жан дал мне кассету группы «Кино» – «Группа Крови». Мне безумно понравился этот альбом, и я переписал его себе, а потом заслушал до дыр. Наверное, я знаю наизусть не просто каждое слово в этом альбоме, но и каждый звук. До сих пор этот альбом вызывает упоительные воспоминания о детстве и том времени. Самая первая песня, которую я научился играть на гитаре, – «Звезда по имени солнце», – отметил Дмитрий.

Летом далекого 2004 года его группа «Fомальгаут» готовилась к записи первого альбома. На репетициях в филармонии они познакомились с организатором концертов – Дмитрием Головиным, который пригласил их принять участие в фестивале «Звезда по имени солнце», посвященном Виктору Цою.

«Тогда мы играли только свои песни, но чтобы принять участие в этом концерте, необходимо было сделать кавер-версию хита группы «Кино». Мы сделали его на песню «Спокойная ночь». Наш кавер очень понравился зрителям, и мы включили его в первый альбом «Fомальгаут». Сейчас мы очень часто закрываем выступления исполнением именно этой легендарной песни», – рассказал рок-музыкант.

По его словам, в апреле этого года в Ташкенте прошел концерт «Симфоническое кино» с участием музыкантов группы «Кино» и сына Виктора Цоя.

«Нам, организаторам и поклонникам, посчастливилось пообщаться с ними. Юрий Каспарян [гитарист группы «Кино»], Александр Цой [сын Виктора Цоя], Олег Шунцов [барабанщик группы «Кино»], а также музыканты проекта «Симфоническое Кино » – фотографировались с поклонниками, давали автографы, отвечали на вопросы и были очень отзывчивы. Традиционно, как и всем артистам, мы подарили Георгию и Александру подарки – золотые чапаны и тюбетейки», – поделился Меньшиков.

В тот вечер, добавил он, говорили о многом – творчестве, мировой рок-музыке, концертах до гибели Виктора Цоя и о триумфальном возвращении группы «Кино» на большую сцену в 2020 году.

«Георгий и Александр рассказывали, что долго готовили возвращение группы и отстаивали права на использование композиций, «захваченные» в 90-х годах непорядочными руководителями лейблов. Также меня всегда интересовала информация о концерте Виктора Цоя и группы «Кино» в Ташкенте, который прошел в марте 1990 года. Это было первое и единственное выступление Виктора в Ташкенте. Георгий очень тепло рассказывал о том времени и дал понять, что очень рад вернуться спустя 32 года», – заключил Дмитрий Меньшиков.

Источник: www.podrobno.uz

Новое на сайте

Другие подобные статьи