Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. К сожалению, сейчас наше идеологическое пространство пусто и его занимают исламские пропагандисты очень консервативного мышления, плохо разбирающиеся в проблемах мира, не способные ответить – почему же современные мусульмане не могут догнать технологически другие страны, почему мы все время становимся «пешками» в глобальных играх крупных держав. По сути, они противники модернизации мусульман, считает доктор исторических наук, религиовед Бахтиёр Бабаджанов.
Эксперт рассказал, какие проблемы нам нужно решить, чтобы обезопасить женщин или молодых людей от попадания в сети вербовщиков:
– Проблемы системные, сложные, а потому требуют комплексного решения. Например, часто говорят, что надо повысить религиозность нашей молодежи. Мой опыт исследования подсказывает, что религиозность, привнесенная в неокрепший детский мозг, как раз становится одной из причин открытости экстремистским идеологиям. Я не пытаюсь выразить свое неуважение к исламу, но любая религия предполагает иррациональность. Это вера, это догма, со всеми вытекающими из этого последствиями для восприятия простых верующих.
Поэтому я считаю, что для начала необходимо взращивать в молодых людях рациональность, чтобы потом каждый делал свой осознанный выбор. Важно приходить в религию осознанно и со способностью рационально оценить явления этого сложного мира, без наивности и слепой веры. Поэтому нам нужно начинать с самого элементарного: поднять уровень светского образования.
Нужно воспитывать детей в духе терпимости, объясняя, что все мы разные, и этим мы и хороши. Нужно обучать их правовой культуре. Также у нас большие проблемы с духовно-просветительской работой. К сожалению, сейчас наше идеологическое пространство пусто и его занимают исламские пропагандисты очень консервативного мышления, плохо разбирающиеся в проблемах мира, не способные ответить – почему же современные мусульмане не могут догнать технологически другие страны, почему мы все время становимся «пешками» в глобальных играх крупных держав. По сути, они противники модернизации мусульман.
Наши махалли слишком «заорганизовались», а они должны оставаться живыми организмами без министерств и инструкций. Многие люди своего председателя даже не знают в лицо. Они заняты имитацией бурной деятельности, выдачей справок, отчетами – чем угодно. Конечно, некоторым чиновникам удобно, когда все вот так встроено в «государственный организм»: есть с кого спросить, кому вынести выговор. Но, на мой взгляд, мы сделали в этом плане очень много ошибок, упустив контроль, потеряв живую связь с людьми.
Разумеется, нужно также отстаивать ясную и четкую позицию государства в вопросе религии. Мы все видели и слышали весьма ясное, хотя и немного эмоциональное выступление министра юстиции Русланбека Давлетова. Но я считаю, что этим не стоит ограничиваться. Например, некоторые ответственные лица и имамы должны открыто заявить, что у нас светское демократическое государство, у которого есть свои законы, которые не ущемляют религии.
Более того, именно светский образ правления дает возможность регулировать права религиозных общин, в том числе таких, которые относятся к религиозным меньшинствам. Надо понимать, что демократическое государство – защитник религиозных прав всех. Важно не превращать это в «религиозную анархию».
Мы должны неустанно объяснять на всех публичных площадках и в СМИ, что в нашем государстве никто не препятствует тому, чтобы люди придерживались тех или иных религиозных взглядов. Но, одновременно, надо смело говорить, что агрессивное навязывание своих религиозных убеждений – это нарушение закона, которое предполагает ответственность. Я понимаю чувства верующих, перед ними стоит задача «нести свет Истины ближнему», чтобы все попали в рай. Это естественное стремление в каждой религии. Но вопрос в том, чтобы понимать, где красные линии, учитывать существующие законодательные нормы, не допускать политизации религии.
Мы допустили ошибку в плане изучения религии и пропаганде ее ценностей. Вместо исламской культуры, о возрождении которой не раз говорил президент, мы почему-то восстанавливаем учения исламских правоведов – исламскую догму (фикх, калам) и воспринимаем это как «наследие». Под маркой наследия изданы тысячи книг средневековых авторов, в основном специалистов по исламскому праву и ритуалам. Но это же догма! С точки зрения современного права даже в исламских странах в большинстве случаев – это отжившие себя нормы!
Я не могу согласиться, что это то наследие, которое мы должны возрождать для нашей повседневной социальной этики, то есть социального и правового поведения. Но на деле мы реанимируем средневековую исламскую догму. Она появилась совсем в других условиях и не соответствует реалиям сегодняшнего дня. Она может и должна оставаться лишь предметом академических исследований и внутренних споров среди мусульманских богословов, нормой поведения верующих, но не предметом современного права или частью идеологии светского государства.
Мы говорим о возрождении исламского наследия, культуры или цивилизации, но почему-то забываем о естественных исламских науках – математике и астрономии, о философии, искусстве, архитектурном наследии с его узорами и надписями, о каллиграфии, миниатюре, музыке. Именно это все стало частью огромной копилки мировой цивилизации. Но, простите, не наша догма.
Кроме того, в исламе уничтожается традиционная элитарность знаний, в том числе и в сфере религиозных наук. Религия всегда была предметом обсуждения исключительно религиозной элиты. Эти дискуссии никогда не выносились на суд простых и неграмотных людей. Сегодня же армия имамов вещает в медиапространстве на широкую неподготовленную публику, каждому доступны переводы священной книги Коран и хадисов. Мы столкнулись с опасным, на мой взгляд, явлением – малограмотная толпа стала «сама себе имамами и богословами», имея на руках переводы Священных писаний.
Мне довелось изучать литературу, которую читали люди, завербованные в террористические организации. Я в первую очередь изучал изъятые официально изданные переводы смысла Корана, чтобы понять, как эти несчастные и обманутые молодые люди читаю и воспринимают священную книгу. Так вот, на одном из таких экземпляров обнаружил комментарии на полях с массой ошибок на некоторые аяты (стихи) Корана.
Например: «Кофирларни ўлдириш фарз экан» (Убивать неверных, оказывается, предписание). Или: «Ана, исломда жихот бор-ку!» (Вот, есть же в исламе джихад!). Таким «читателям» уже не нужен имам или шейх, которые могут толковать Священное писание. У них есть Коран, книги с переводами хадисов Пророка, которые они воспринимают как обычные «книжки для моджахеда».
С того момента, когда Священная книга и многие другие сочинения были буквально отданы на попрание неподготовленным, религиозно неграмотным людям, был отмечен рост такого рода явлений, как религиозный экстремизм, религиозно мотивированный терроризм. Коран, хадисы и другие специальные книги должны оставаться предметом изучения и толкования только в кругах подготовленных людей, которые признаны как исламские ученые (олим, уламо). Переводить и отдавать их людям, далеким от религиозных знаний, – это большая ошибка!
Кроме того, в стране катастрофически не хватает профессиональных специалистов-исламоведов, которые могут работать в рамках современных академических норм, выносить экспертные предложения в соответствующих учреждениях, помогать строить стратегию религиозной политики. Нам очень нужны хорошие исламоведы – беспристрастные, нейтрально относящиеся ко всем религиям.
У нас их не готовят. Исламская академия выпускает тысячи студентов и сотни кандидатов наук. Но, по сути, все они теологи. Будучи апологетом одной религии, очень трудно быть нейтральным и объективным к представителям других религий, быть сторонником демократического устройства государства. Это приводит к тому, что такой человек именно с точки зрения своей религии будет выносить предложения и решения, оценивать поведение других людей, а также законов демократического государства.
Хочу также напомнить, что в Сирии с ИГИЛом практически покончено, но все оставшиеся в живых боевики перебрались к нам под бок – в Афганистан. Каждый из этих ребят двух десятков стоит: они видели войну, они привычны к свисту пуль, они идейно мотивированы. Это тоже один из вызовов для нашей безопасности.
Мы живем в очень сложном мире, за каждой войной много действующих лиц, интересов стран. Поэтому не стоит отводить вопросы безопасности на второй план, они должны решаться здесь и сейчас. Если пять лет назад я еще мог примерно сказать, что нас ждет, то сейчас – затрудняюсь. Проблем очень много – глобального, регионального и прочего характера. Они все стекаются в одну реку. Мы должны понимать, что если будем допускать ошибки сегодня, то пожинать их плоды придется нашим детям.
Полное интервью с Бахтиёром Бабаджановым читайте здесь.