Понедельник, 25 ноября, 2024

Стабильное электроснабжение остаётся больной темой для многих стран мира – эксперт

Это интересно

Стабильное электроснабжение остаётся больной темой для многих стран мира – эксперт

Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. В последнее время регулярные отключения электроэнергии стали поводом для жарких дискуссий в соцсетях. Одни эксперты заявляют, что виноваты власти, не реализующие реформы в энергетике, другие говорят, что пора отдавать все в руки частному сектору. Включились в батл и депутаты, уверенные, что все у нас в стране делается верно.

Что происходит на самом деле в сфере энергетики и куда она идет, проанализировал в своей статье эксперт Центра экономических исследований и реформ Виктор Абатуров.

– Аномальная жара стала причиной временных отключений электричества. Это конечно, приводит к определенным неудобствам и убыткам для населения и для бизнеса. И неудовольствие по этому поводу нередко выплескивается в соцсети.

В одних высказываниях звучит, что только наша энергетика находится в таком состоянии, что происходят отключения электроэнергии. Другие считают, что отключения происходят именно потому, что не проводятся глубокие реформы либерализации энергетики, включающие приватизацию, конкуренцию и рыночное ценообразование. В принципе, на самом деле это далеко не так, но для того, чтобы этом разобраться, необходимо более детально остановиться на этих вопросах.

Отключения – обычное дело

Стабильное электроснабжение остаётся больной темой для многих стран мира. От перебоев и внезапных отключений электроснабжения страдают не только развивающиеся страны с недостаточно реформированным энергетическим сектором, но и самые развитые, неоднократно уже реформировавшие свою энергетику, с частным сектором, вполне сформированным свободным рынком электроэнергии и острой конкуренцией на нем.

Возьмем, к примеру США, которые в 2019 году в списке из 20 стран с наивысшим качеством электроснабжения заняли последнее место, пропустив вперёд Бахрейн, Словакию и Казахстан. Россия в данный топ-20 даже не вошла. По оценкам Министерства энергетики США, убытки от аварий и отключения электричества ежегодно обходятся экономике страны в 150 млрд долларов.

Сбои в энергоснабжении характерны и для других стран с реформированной по предлагаемой модели энергетикой. Так, в Великобритании в 2003 году осталось без электроснабжения четверть Лондона, а в 2019 года электричество отключалось в Лондоне, на юге, юго-западе, центре, северо-востоке Британии и Уэльсе. В 2006 году сбой в электроснабжении, пожалуй, самой энергоустойчивой страны Европы — Германии из-за резкого роста потребления, вызванного похолоданием, оставил без электричества миллионы человек в нескольких странах Западной Европы.

Кроме того, как отмечают эксперты, фактор пандемии ослабил надежность энергоснабжения. Из-за самоизоляции люди стали больше времени проводить дома, в связи с чем нагрузка на электросети возросла, что стало приводить к авариям и отключениям электричества, сообщения об этом неоднократно появлялись в мировых СМИ. Так что проведение реформ – не панацея, позволяющая полностью избавиться от перебоев в электроснабжении, а только инструмент, просто позволяющий повысить энергоустойчивость системы.

Резюмируя вышеизложенное, необходимо подчеркнуть, что сбои в электроснабжении по различным причинам несут значительные убытки для бизнеса, но последний, как правило, не обвиняет в этом «злую волю» правительства, а ищет различные способы снижения рисков убытков от этого фактора.

В частности, использует автономные резервные мощности на случай отключения электричества, страхуется от рисков убытков с этим связанных. В принципе, в любом бизнесе есть определенные риски и их минимизация необходимая составная функция предпринимательской деятельности. Так что жалобы в соцсетях – это не повод для столь панических выводов.

Переходя к реформам

Теперь постараемся ответить на утверждения об отсутствии реформ в энергетическом секторе для тех, кто не в курсе происходящего. Реформирование энергетического сектора уже идет и набирает обороты.

Предварительно необходимо уточнить, что реформы формирования свободного конкурентного рынка в энергетике требуют тщательной предварительной проработки. Наиболее важным моментом является формирование соответствующего правового поля, в котором будут действовать предприятия энергетического сектора и потребители. Правовые нормы должны обеспечивать стабильность деятельности сектора, гарантируя тем самым энергетическую безопасность. Ввиду этого процесс либерализации энергетического сектора – это дело не одного дня или года, а нескольких лет, о чем ярко свидетельствует обширный зарубежный опыт.

Великобритании стала первой европейской страной, осуществившей либерализацию электроэнергетики, которая началась в 1988 году и осуществлялась в течение 8 лет. В Австралии процесс реформ в электроэнергетике продолжался с 1991 по 1996 год. В Бразилии приватизация этой отрасли продолжалась с 1995 по 1998 годы. В Индии реформы в электроэнергетике проводились с 2003 по 2010 год, а в Швеции — с 1992 по 1997 год. А Норвегия после принятия в 1989 году Закона об энергетике только в течение двух лет готовилась к проведению реформы в сфере производства и торговли электроэнергией. Так что вопрос этот сложный и не скоротечный.

Начало реформ

Что же делается в Узбекистане в этом направлении? Долгое время развитию отрасли не уделялось должного внимания. Если в 1991 году производство электроэнергии составляло 54 млрд. кВт-ч (14% потребляло население, 86% — отрасли экономики), то к 2016 году оно увеличилось лишь до 59 млрд кВтч, но усилиями последних лет доведено до 66 млрд кВтч.

За эти годы население выросло с 20,6 млн в 1991 году до 32,1 млн человек в 2016 году, значительно выросли и потребности экономики и бизнеса в электроэнергии, вырос и уровень потребления энергии населением в связи с широким распространением бытовой техники.

Если в девяностые годы мало в какой сельской семье был холодильник, из-за того, что не было электричества то сейчас трудно себе представить жизнь без холодильника. Поэтому в стране наблюдался острый дефицит энергии, неудовлетворенный спрос составлял 10-15 млрд КВтч, новые мощности вводились в недостаточном количестве, большинство предприятий сектора находились в убыточном состоянии и нуждались в дотациях, что обуславливало острую необходимость в реформах.

Первые шаги по решению этой проблемы сделаны в 2018 году и были направлены в первую очередь на финансовое оздоровление предприятий. Были приняты указ и постановление президента, позволившие укрепить финансовую устойчивость организаций АО «Узбекэнерго». На пленарном заседании Сената Олий Мажлиса 21 июня 2019 году Президент Узбекистана указал на необходимость установления рыночных механизмов регулирования цен на электроэнергию.

Именно с этого момента был взят курс на реформирование энергетического сектора по либеральной модели. В феврале 2019 года указом президента было создано Министерство энергетики Республики Узбекистан, что позволило разделить регуляторные и хозяйственные функции в отрасли.

В марте 2019 года Постановлением Президента АО «Узбекэнерго» была реорганизована с разделением производства, транспортировки, распределения и сбыта электрической энергии: были созданы отдельные акционерные общества «Тепловые электрические станции», «Национальные электрические сети Узбекистана», «Региональные электрические сети», что также является весьма важным шагом в процессе либерализации.

Также был утвержден перечень непрофильных активов сектора для их приватизации. В апреле месяце 2019 года такие предприятия электроэнергетической отрасли, как АО «Ангренская ТЭС», АО «Ново-Ангренская ТЭС», были включены в перечень государственных пакетов акций, предлагаемых для реализации инвесторам, в том числе иностранным.

Расширение источников генерации

В принципе для того, чтобы реформы в либерализации энергетики увенчались успехом и способствовали снижению цен на электричество для потребителей, необходимо увеличение источников ее генерации, что бы предложение превышало спрос. В этом направлении также в последние годы предпринимаются активные усилия.

Большое внимание уделяется развитию альтернативной энергетики. С участием иностранных инвесторов строятся ветряные электростанции в Навоийской, Сурхандарьинской, Бухарской областях, солнечные электростанции в Ташкентской, Самаркандской, Навоийской, Джизакской, Сурхандарьинской и Кашкадарьинской областях, заводы для производства модулей для солнечных панелей.

Министерством энергетики уже подписано в общей сложности 13 соглашений о покупке электроэнергии, в частности, с такими компаниями, как Total Eren SA (Франция), Abu Dhabi Future Energy Company — Masdar (ОАЭ), Aksa Enerji Üretim A.Ş. (Турция), ACWA Power (Саудовская Аравия) и другими. Важным решением в области наращивания генерации энергии на перспективу является и заключение соглашения с корпорацией «Росатом» в декабре 2017 году о строительстве АЭС в Узбекистане.

В текущем году планируются к запуску проекты суммарной мощностью 6,2 ГВт электроэнергии. Из них ветровые и солнечные электростанции мощностью 1,7 ГВт, тепловые мощностью 3,7 ГВт, гидроэлектростанции мощностью 830 МВт. Ввод этих мощностей позволит дополнительно вырабатывать ежегодно 37,4 млрд. кВт-ч.

При этом непосредственно в 2021 г. будут введены в эксплуатацию генерирующие мощности суммарно в размере 1,6 ГВт, с выработкой 12,2 млрд. кВт-ч в год, в том числе в Ташкентской области 2 тепловые электростанции общей мощностью 470 мегаватт, в Бухаре – электростанция мощностью 270 мегаватт, в Кашкадарье – мощностью 220 мегаватт. В Самаркандской области планируется до конца года ввести в эксплуатацию солнечную электростанцию мощностью 100 мегаватт.

Также в 2021 году будет внедрена и начнет функционировать автоматизированная системы контроля и учета электроэнергии; проведена поэтапная модернизация низковольтных сетей; совместно с Всемирным банком будет разработана схема модернизации магистральных сетей, предусматривающая эффективную работу Единой энергетической системы Центральной Азии; а также расширено государственно – частное партнерство в сфере генерации электроэнергии.

Нарастающая потребность

Тем не менее, ввиду намечающегося динамичного роста экономики в ближайшие годы, потребности в электроэнергии будут расти. Ожидается, что рост ВВП к 2030 году увеличится вдвое, промышленности – в 2,2 раза, население вырастет с 33,5 до 40 млн. чел., что вызовет дополнительный спрос на энергию, в потреблении которой существенно возрастет доля регионов. Существует еще   неудовлетворенный спрос, который оценивается на уровне 10%.

В целом же, по расчетам Министерства энергетики к 2030 году потребность в электроэнергии возрастет в 2 раза по сравнению с 2019 годом и достигнет 106,6 млрд. В связи с этим, согласно Концепции обеспечения Республики Узбекистан электрической энергией на 2020-2030 гг. планируется нарастить производство электроэнергии до 120 млрд. кВт-ч в год, а установленная мощность увеличится с текущих 14 ГВт до 29,3 ГВт в 2030 г. При этом, доля возобновляемых источников энергии превысит 25%.

Ключевая роль в решении столь сложных задач обеспечения энергоснабжения страны отводится глубокой реформе энергетического сектора, предусматривающей приватизацию, свободную конкуренцию и рыночное ценообразование. Поэтому стоит также рассказать о том, как взвешенно прорабатываются вопросы реформирования энергетики и что предполагается делать в этом направлении в дальнейшем.

Так, еще в 2019 году при Министерстве энергетики был создан Проектный офис по реформе, в работе которого принимают участие финансовые эксперты из ведущих международных финансовых институтов, включая Европейский банк реконструкции и развития, Schoenherr и NERA Economic Consulting, Азиатский банк развития и реконструкции и Всемирный банк. Кроме того, международная консалтинговая компания McKinsey & Company в настоящее время проводит углубленную диагностику системных предприятий энергетической отрасли.

В целом же процесс перехода к конкурентному рынку электроэнергии уже разработан и состоит из трех этапов, которые будут осуществляться в 2021 – 2025 годах.

На первом этапе деятельность электроэнергетических компаний будет либерализована, а частные компании, желающие производить электроэнергию, получат лицензию и право продавать или использовать электроэнергию для собственных нужд. На данном этапе новые компании будут созданы на базе АО «Национальные электрические сети Узбекистана» путем разделения функций оператора системы передачи электроэнергии и центрального покупателя электроэнергии.

На втором этапе на базе акционерного общества «Территориальные электрические сети» в форме государственной компании будет организован оператор системы распределения электроэнергии, а функции продажи электроэнергии потребителям постепенно будут переданы поставщикам. На этом этапе потребители смогут покупать электроэнергию через торговую онлайн-площадку или у любого поставщика.

Третий этап предусматривает переход на конкурентный оптово-розничный рынок электроэнергии на платформе онлайн-торговли, на котором будет осуществляться на почасовой основе продажа и покупка избыточных или недостаточных объемов производства и потребления электроэнергии.

В заключение необходимо еще раз подчеркнуть, что реформы в энергетике не стоят на месте, а поступательно развиваются и именно в направлении рыночных преобразований. Причем, начавшись только в 2019 году, реформы в энергетике развиваются весьма динамично, особенно в сравнении с вышеприведенными данными об аналогичных реформах в других странах. Так что не стоит особо доверяться эмоциональным мнениям в соцсетях, так как они не дают полноценного представления о ситуации, а большей частью вводят в заблуждение.

Источник: www.podrobno.uz

Новое на сайте

Другие подобные статьи