Эксперт по религии, теолог, экс-заместитель директора государственной комиссии по делам религий Кыргызской Республики Канатбек Мурзахалилов поделился мнением о развитии межрелигиозного диалога, противодействии ксенофобии и радикализму на постсоветском пространстве.
Господин Мурзахалилов подробно остановился на общих тенденциях, присущих религиозной сфере стран бывшего СССР, отметив, что молодые республики пережили своего рода ренессанс в развитии духовных конфессий, в первую очередь ислама. При атом эксперт обозначил характерные проблемы взаимоотношений государства и веры, а также функционирования мусульманских религиозных организаций на современном этапе становления стран региона.
На примере Кыргызстана теолог озвучил характерные для республик Центральной Алий и Закавказья проблемы: отсутствие отлаженного нормативно-правового регулирования указанной области, деструктивная деятельность иностранных агентов под видом различных сект и альтернативных течений, а также несформированная система профильных учебных учреждений. Выход из сложившейся ситуации, по мнению эксперта, лежит на поверхности: через развитие связей между мусульманами бывшего Советского Союза.
Рассматривая практику взаимодействия российского и национального муфтиятов, сложившуюся в 2015-2021 гг., К. Мурзахалилов видит позитивный эффект выражающийся в консолидации мусульман республики вокруг традиционных исламских ценностей. Здесь уместно выделить положительную роль сотрудничества в духовной образовательной сфере двух стран. К примеру, многие из тех, кто сейчас является нравственными и духовными ориентирами молодого поколения в Кыргызстане проходили обучение в исламских образовательных учреждениях России (Московский исламский институт, Казанский исламский университет, Болгарская исламская академия и др.).
Справедливо также отметить широкий спектр взаимодействия проповедников (имамов, муфтиев) Духового управления мусульман Кыргызстана с российскими коллегами в продвижении идей исламского гуманизма посредством проведения тематических конференций, праздничных мероприятий, совместных молитв и т.п.
По мнению К. Мурзахалилова, этот бесценный опыт заслуживает внимания со стороны единоверцев других стран региона и Закавказья, характеризующихся сложным конфессиональным составом, имея ввиду, в первую очередь, Азербайджан, в котором приходится уживаться представителям разных течений ислама: суннитам и шиитам.