Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. За последнее время публиковалось очень много новостей, связанных с мозаиками на зданиях Ташкента. Почти 160 панно внесли в список культурного наследия. Бизнес начал снимать с них свои рекламные баннеры. Им посвятили книги, фильмы, выставки, сайт. Чем же обусловлен этот бум интереса к мозаикам? Об этом и многом другом Podrobno.uz рассказал один из инициаторов популяризации архитектуры эпохи социалистического модернизма в Ташкенте Александр Фёдоров.
А воз и ныне там
Александр часто водит экскурсии по объектам ташкентского модернизма, потому начал беседу с воспоминаний. Гости всегда спрашивали его о том, когда же займутся мозаиками и их сохранением, и он отвечал, что и до них дело дойдет постепенно. Так оно и случилось.
Обращение к мозаикам для самого Александра началось с его инициативы по спасению мозаики на здании газетного корпуса, предназначенного к сносу. Она получила широкий отклик в соцсетях и СМИ, подключился Фонд развития культуры и искусства при правительстве, который обещал найти новое место для мозаики и установить ее там.
«Прошел почти год, меня спрашивают люди, что там с мозаикой, а я не знаю, что ответить. Фонд не контактирует со мной, в июле, в годовщину инициативы, обращусь к ним публично», – заявил он.
В тему с головой
После этой попытки спасти панно Фёдор занялся мозаиками вплотную: ходил и фотографировал те, которые знал, а также открывал для себя ранее неизвестные работы. Затем родилась идея организовать выставку этих фотографий. Она открылась в конце апреля в Гёте институте и представила 26 постеров с крупными фотографиями в большом разрешении.
«Я специально оставил все дефекты. На одном из постеров прямо перед красивейшей мозаикой проходит труба, видны отвалившиеся фрагменты, просверленные отверстия, кронштейны для кондиционеров. Оставил, чтобы подчеркнуть пренебрежительное отношение к мозаикам. Ни один город в мире так не относится к своему культурному наследию», – отметил Фёдоров.
Когда он готовил эти работы, окружающие часто удивлялись и спрашивали: «а зачем вы снимаете, кому это интересно?»
«У наших людей странная привычка гордиться чем-то только, если извне кто-то об этом напишет. Осталась эта привычка с советских времен: если на западе что-то показали, значит это ценное», – посетовал он.
На панельной дискуссии в Гёте институте, которая прошла в начале мая, он также рассказал, что большой интерес к мозаичным панно как к искусству, как правило, проявляют именно гости из дальнего зарубежья.
Жители бывших республик СССР спокойно относятся к словам, что какой-то памятник был уничтожен. Жители же дальнего зарубежья переживают и удивляются, как можно разрушать архитектурные памятники? Одна дама в ответ на одну из таких историй даже воскликнула: «Вы разбили мне сердце этой историей!»
Новый виток в моде
Однако энтузиаст считает, что время мозаик пришло – сейчас очередной виток в дизайне, период актуальности и популярности модернизма. С мозаиками тоже самое – они снова в моде. Всплеск интереса подтверждается выходом книги Филиппа Мойзера, открытием сайта о мозаиках, внесением мозаик в список культурного наследия, подключением к их спасению бизнеса и множества энтузиастов.
«А еще такая активность говорит о том, что мы какие-то базовые потребности закрыли, поэтому и больше людей начали приобщаться к истории и архитектуре, поэтому интерес возник сразу с нескольких сторон», – утверждает Александр.
Новые проекты
Однако странно, по его мнению, что вдруг перестал сотрудничать городской хокимият. «Хотя еще недавно у него было желание заняться социалистическим модернизмом, и у меня даже есть концепция сайта на эту тему», рассказал он.
Но это не огорчает энтузиаста, Фёдоров продолжит создавать серию крупномасштабных постеров с мозаикой. К тому же, снятие закрывающих мозаику баннеров не решает все проблемы, а наоборот – открывает их.
«У меня есть концепция того, как отмыть плитки, чтобы вернуть первоначальную яркость, и как правильно подсветить, чтобы мозаика «заиграла» и не бликовала. И, конечно, нужно привести в порядок швы, восстановить утраченные фрагменты, убрать люверсы и кронштейны», – поделился он.
И самое интересное, о чем сообщил Александр, – ему удалось донести идею возрождения мозаики до новых девелоперов. Сейчас готовится проект нового отеля, на котором будет мозаичное панно. Для этого Фёдоров сделал анализ прежних мозаик: из чего они состоят, какие темы отражают – и на основе этих данных дал развернутое техническое задание художнику. По старым канонам, но с новыми знаниями создается новое большое мозаичное панно, которое будет огибать все здание.
Самые быстрые новости в Телеграм. Присоединяйтесь.