Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Эксперты Института прогнозирования и макроэкономических исследований изучили влияние снижения налога на добавленную стоимость (НДС) с 15% до 12% на уровень цен потребительских товаров в Узбекистане. Как и ожидалось снижение налога не привело к соответствующему уменьшению цен на потребительские товары, сообщает корреспондент Podrobno.uz.
Анализ был проведен на основе изучения состояния цен в супермаркетах, так как они являются плательщиками НДС и ведут официальную деятельность. В частности, были собраны статистические данные за четыре месяца по 97 группам и 3754 товарным видам народного потребления. Изменение цен в декабре-январе для каждого вида продукции сравнивалось с изменением цен в ноябре-декабре и январе-феврале.
Результаты показывают, что снижение НДС с 15% до 12% не привело к соответствующему снижению цен на потребительские товары. В частности, изменение цен в декабре-январе было на 0,3% выше, чем изменение цен в ноябре-декабре и январе-феврале. Это означает, что цены, которые должны были упасть на 2,6%, наоборот выросли на 0,3%, при исключении влияния всех остальных факторов.
В частности, не изменились цены на 1115 товаров в 46 группах (детское питание, мороженое, макароны, средства по уходу за телом). На 1% увеличились цены на 1306 товаров в 20 группах (шоколад, сладости, средства гигиены). На 1-5% выросли цены на 585 товаров в 12 группах (стиральные порошки, фрукты, мясные продукты, молоко). Снизились цены (до 1,6%) на 567 товаров в 7 группах (канцтовары, соусы, кофе).
К числу основных причин, по которым снижение НДС не повлияло на уровень цен, можно отнести следующие:
-
большая доля теневой экономики на рынке товаров народного потребления
-
недостаточное формирование соответствующих конкурентных условий на рынках
-
усиление влияния других основных факторов на цены (курс доллара, ставка рефинансирования, денежная масса).