В Узбекистане перед выборами президента, которые состоятся 24 октября, впервые прошли телевизионные дебаты с участием представителей кандидатов в президенты.
Выборную президентскую кампанию в стране сегодня, в первый раз за долгие годы, называют «яркой» – дебаты, ребрендинги, агитация и разные методы работы с избирателем. Однако главное новшество в президентскую гонку были внесено задолго до старта электорального цикла – об этом рассказал в интервью Ia-centr.ru Бахтиёр ЭРГАШЕВ, директор Центра исследовательских инициатив «Ma’no».
– 19 октября в Республике Узбекистан впервые прошли дебаты, предвещающие президентские выборы. Такая форма агитации используется впервые?
– Решение о проведении теледебатов между представителями кандидатов в президенты Узбекистана – это действительно очень новое явление в электоральной практике страны. Такие открытые и транслируемые дебаты проводятся в первый раз, и потому уже вызывают интерес.
Есть несколько причин, почему был выбран формат теледебатов. Первое, как я уже сказал, это классическая форма агитации, когда в телевизионной студии кандидаты или их представители ведут дискуссию, ведут дебаты.
– Сказалось ли на решении о проведении дебатов мнение узбекистанцев, которые в соцопросах говорили, что информацию о предвыборной кампании получают в основном благодаря телепередачам?
– Да, эта тенденция давно существует в Узбекистане – большая часть информации гражданами получается через ТВ. И это вторая причина, по которой выбран разговор с избирателем в формате теледебатов.
Ведь даже Интернет еще не стал основным механизмом для получения информации для граждан Узбекистана. Поэтому дебаты в телевизионном формате – оптимальное решение.
– Почему дебаты будут не между самими кандидатами, а между их представителями?
– Традиция политической культуры в Узбекистане не предусматривает, скажем так, желания экспериментировать в политическом процессе или с политическими акторами. Этим обосновано стремление у политикума страны – идти эволюционным путем, вводя какие-то новые форматы, проверяя их на практике, делая выводы, после одного шага переходить к другому. Получается пошаговый постепенный процесс внедрения каких-то новых форм в политической жизни общества. И новинка нынешней кампании в виде транслируемых дебатов – один из интересных и нужных шагов, которые усиливают и кристаллизируют политическую конкуренцию, когда избирателям становятся более понятными те программы, с которыми идут кандидаты.
Почему не дебатируют сами кандидаты? Здесь несколько причин, на мой взгляд.
Во-первых, вряд ли узбекская общественность и политикум готовы к тому, что действующий президент, который идет на выборы в этом году, будет вести дебаты со своими конкурентами. Пока, мне кажется, это еще рано делать, и организаторы избирательного процесса тоже исходят из этого, потому что непонятно – как общество такие революционные изменения воспримет. Все-таки в традиционных обществах с очень сильной властью такие форматы, когда действующий президент «нисходит» до дебатов, не сразу приживаются. Так что первая причина – политическая культура.
Во-вторых, так как исходя из первой предпосылки, одного из кандидатов на дебатах точно не будет – всех решили поставить на один уровень. Если бы кандидаты от партий были бы лично, а от президента был бы представитель, то было бы неправильно.
Я убежден в том, что нынешние дебаты – серьезный шаг в электоральном процессе в Узбекистане, слом стереотипов и подготовка для дальнейшего продвижения вперед.
Думаю, что на следующих выборах на предвыборных теледебатах будут участвовать сами кандидаты, но для этого нужен «пробный шар» сейчас.
– Визуальные элементы стали одним из самых обсуждаемых решений выборной кампании-2021: баннеры, плакаты от кандидатов в президенты. Почему они вызвали такой отклик в обществе?
– Визуальная агитация, баннеры и листовки с избирательными программами кандидатов в электоральном процессе начали внедряться не сегодня. Так, были интересные предвыборные плакаты у партии «Адолат» еще на прошлых парламентских выборах.
Можно согласиться, что в ходе нынешних президентских выборов, предвыборная агитация вышла на новый уровень.
Это касается и уровня разработки программ, при том, что есть сложности со стратегическим анализом и видением программ кандидатов. Да, зачастую программы выглядят как набор неких «хотелок», но в любом случае даже «хотелки» даны в более продуманном формате, чем раньше.
Кроме того, есть интересные политтехнологические находки в размещении наружных агитационных материалов – с креативом к этому подошли, например, в партии «Миллий Тикланиш».
Это показатель работы идеологического аппарата партий. Одни и те же суммы были выделены на предвыборную агитацию для всех кандидатов, но просто одни креативят, а другие действуют старыми испытанными методами.
Нынешняя предвыборная гонка в этом отношении выделяется – реально усиливается межпартийная конкуренция. Электоральное поле в Узбекистане было размытым и размывчатым, сейчас партии консолидируются и обретают собственное лицо – и это видно.
– Что можно сказать о решении смены логотипа правящей сегодня партии почти накануне выборов? Насколько это удачное решение, понял ли его избиратель?
– Сам ход предвыборной гонки-2021 показывает, что легкой жизни ни для одной из партий не предвидится. И партии даже уже в ходе предвыборной борьбы шли на разные решения. С точки зрения политтехнологий, смена основного логотипа партии на финише предвыборной гонки не представляется оптимальной, нужно было отработать предвыборный цикл, а потом заниматься ребрендингом партии.
Но, видимо, в партии решили, что это важно, исходя из стратегии кандидата от УзЛиДеП – президента Ш.Мирзиёева и его стратегии «Янги Узбекистон- Новый Узбекистан». С тем, чтобы подчеркнуть роль партии на новом этапе, в новом Узбекистане, и было принято решение о ребрендинге.
Мне кажется, с точки зрения работы с электоратом время выбрано не самое удачное, хотя если партийное руководство так решило – значит они уверены в своих силах и своем кандидате.
– 18 октября вышло первое социально-политическое ток-шоу «Янги хаёт» – на такой контент есть запрос? Это единичный проект перед выборами, или после выборов работа с этой повесткой в информационном поле будет продолжаться?
– Традиция ток-шоу на различные темы реализуется в Узбекистане после 2016 –когда появились ряд политических ток-шоу, некоторые из которых закрылись, но некоторые остались и работают по сей день. То есть традиция таких политических ток-шоу постепенно, через ошибки и неудачи, приживается в общественном дискурсе и на ТВ в Узбекистане.
Как мне кажется, появление нового ток-шоу «Янги хаёт» – продолжение позитивной тенденции. Этот пример может продолжаться и после электорального цикла, в обществе есть запрос на актуальную политическую повестку.
– Совсем по-новому заиграл женский вопрос в выборной кампании этого года – это и выдвижение женщины-кандидата, слова Танзилы Нарбаевой о женском участии в избирательном праве, отдельное мероприятие накануне выборов – «Гарантии избирательного права женщин и актуальные вопросы повышения их участия в выборах»… С чем связан акцент на «женском вопросе» на выборах-2021?
– Вы правы в том, что вопрос прав женщин и их роли в обществе очень важен в нынешней избирательной кампании. Конечно, и раньше были женщины-кандидаты в президенты – это не что-то новое для узбекского избирателя.
Но в целом активизация вопроса участия женщины в политических и экономических процессах, независимо от выборной кампании, в обществе сейчас актуальна как никогда раньше.
Принятие в конце мая 2021 года целостной государственной программы по поддержке и укреплению роли женщин в обществе, усиление внимания к вопросам гендерного равенства показывают, что женский вопрос в Узбекистане поставлен ребром.
Это стратегический момент, который не связан с выборной кампанией в стране, долгосрочный процесс и один из приоритетов в политике президента Узбекистана. И по нему сформирован консенсус в элите и обществе.
– Какие ещё новинки – в избирательном законодательстве и решениях в рамках выборной кампании – президентской гонки были применены в этом году?
– Самые главные новинки в политическом процессе в Узбекистане были заложены ранее.
Для меня самое главное изменение – законодательное закрепление роли политических партий как единственного института, имеющего право выдвигать кандидатов в парламент, президенты. По сути, политические партии стали главными участниками электорального процесса.
Это очень серьезный шаг, который был сделан почти два года назад, он и формирует основные форматы политической борьбы и партийной конкуренции. Только политические партии могут выдвигать кандидатов в президенты, имеют право участвовать в парламентской гонке. Я думаю, это качественное изменение в процессе партийного строительства.
Все остальные изменения, касающиеся и повышения статуса наблюдателей, и совершенствования работы избирательных комиссий – очень важны, но имеют больше процедурный и технический характер.