В Институте макроэкономических и региональных исследований изучили, как бесплатное питание в начальных классах влияет на посещаемость и здоровье детей.
Эксперты ИМРИ провели опрос в 40 школах среди более 4 тысяч детей 1-4 классов, их родителей и учителей в Каракалпакстане и Хорезмской области — в регионах, где началось обеспечение учащихся начальных классов бесплатным питанием.
В ходе опроса было выявлено, что реализация программы бесплатного школьного питания в течение 2022-2023 годов признана удовлетворительной.
Кроме этого, в рамках проекта ИМРИ по оценке индекса благополучия детей в Узбекистане, реализуемого при поддержке Всемирного банка, был проведен социологический опрос, в котором приняли участие более 2 тыс. домохозяйств и более 3 тыс. детей из всех регионов республики. Результаты опроса позволили определить связь данной программы с посещаемостью детьми школ.
Для оценки влияния бесплатного питания в школах на посещаемость учащихся начальных классов школ использована модель Propensity score matching, которая выявила схожие по характеристикам домохозяйства в пилотных регионах (Республике Каракалпакстан или Хорезмской области) и для сравнения в контрольных регионах (остальных 12 регионах республики). При сравнении уровня посещаемости школы между двумя группами по t-тесту установлено, что бесплатные обеды гипотетически способствуют повышению уровня посещаемости детей в школах на 8%.
Кроме того, известно, что привычки правильного питания, выраженные в регулярности домашних завтраков и потреблении богатых витаминами, макро- и микроэлементами продуктов, овощей и фруктов служат не только поддержанию здоровья детей, но и улучшению их успеваемости в школе.
Изучив опыт других стран и пилотных регионов Узбекистана, эксперты ИМРИ предложили несколько рекомендаций:
— пересмотреть рацион бесплатного школьного питания начальных классов в соответствии с условиями жизни каждого региона;
— организовать во всех школах кухонную или столовую зону, обеспечить не менее одного раза в день учащихся (с 1 по 4 класс) бесплатным горячим питанием;
— соблюдать нормы по калорийности, составу и массе блюд. В рацион должны быть включены обогащённые продукты (макро-микронутриентами, витаминами, пищевыми волокнами и биологически активными веществами), а также пищевые продукты с ограниченным содержанием жира, сахара и соли;
— включить в рацион школьного питания молоко и молочные продукты, в результате чего каждый ребенок как минимум в течение трех лет прибавит в росте и в весе, у детей снизится уровень заболеваемости и уменьшатся нарушения обмена веществ;
— программа школьного питания, предоставляя детям экологически чистую, обогащенную микроэлементами и витаминами пищевую продукцию, должна развивать местное сельское хозяйство и производство продуктов питания и услуг;
— необходимо создание электронной онлайн-платформы для оценки качества бесплатного питания в школах, что позволит усилить общественный контроль и проводить регулярный мониторинг;
— для расширения охвата бесплатным школьным питанием и финансирования программы в Узбекистане могут быть привлечены доноры, как национальный частный сектор, так и международные организации.
По результатам опроса детей в Республике Каракалпакстан и Хорезмской области было выявлено, что 77% опрошенных периодически едят орехи, изюм, курагу, овощи и фрукты (в других регионах республики – 88%). Каждый день употребляют мясо 61% детей в Республике Каракалпакстан и Хорезмской области и 73% — в других регионах. В 75% школ Хорезмской области и 53% школ Республики Каракалпакстан есть школьная столовая или буфет.