Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Общенациональное движение «Юксалиш» провело исследование, посвященное проблемам, мешающим созданию детских садов на основе государственно-частного партнерства (ГЧП), сообщает корреспондент Podrobno.uz.
В рамках исследования были проведены социологические опросы среди разных групп респондентов (413 человек) – представителей районных отделов дошкольного образования, хокимиятов, банков, руководителей дошкольных образовательных учреждений на основе ГЧП, родителей воспитанников в 7 регионах – Ташкенте, Ташкентской, Бухарской, Андижанской, Самаркандской, Сурхандарьинской и Кашкадарьинской областях.
Институционально-правовой анализ и предварительные результаты соцопросов показали неэффективность отдельных процессов и процедур ГЧП, которые представляют собой факторы коррупционных рисков.
Бюрократия и сложность документации
Большинство групп респондентов считают подготовку проектной документации для детских садов на основе ГЧП сложной. В частности, 25% предпринимателей назвали процедуру подачи заявок усложненной, 17% – непрозрачной, 10% – сильно бюрократизированной.
Две трети представителей районных хокимиятов, половина предпринимателей и каждый третий специалист районного отдела дошкольного образования отметили необходимость упрощения процедуры подготовки и оформления соглашения по организации детсадов на основе ГЧП.
Непрозрачный конкурс
Более половины опрошенных предпринимателей (53%) ответили, что процесс отбора не является открытым или объективным. Каждый третий считает, что некоторые тендеры проводятся только для освоения бюджетных средств, а не достижения поставленных целей.
При этом почти каждый пятый респондент из числа специалистов районных хокимиятов и отделов дошкольного образования считает, что предприниматели влияют на результаты конкурсного отбора за счет оказания личных услуг членам комиссии, привлечения авторитетных лиц или денежного вознаграждения. 22% предпринимателей, участвовавших в конкурсных отборах, также уверены в наличии механизмов влияния на решение конкурсной комиссии.
Около 36% представителей районных хокимиятов указали на необходимость обеспечения прозрачности конкурсного отбора, 74% специалистов районных отделов дошкольного образования предлагают внедрение открытой информационной системы.
Задержка субсидирования
Треть представителей районных отделов дошкольного образования говорят о несвоевременной выплате субсидий в рамках подписанных соглашений. Каждый четвертый заявляет о случаях завышения реального количества детей в детском саду предпринимателем для получения дополнительных субсидий. При этом каждый второй отмечает, что в случае просрочки/отсутствия субсидий/кредитов у частного партнера нет гарантий, например, в виде компенсаций/неустоек.
Нарушения и санкции
68% представителей районных отделов дошкольного образования не знают о санкциях для государственного партнера при нарушении правил добропорядочности при взаимодействии с предпринимателем. 73% не осведомлены, есть ли подобные санкции для предпринимателей.
Треть респондентов из числа представителей районных хокимиятов утверждают, что в организации деятельности ДОУ на основе ГЧП частный предприниматель нарушает требования отчетности. 27% специалистов хокимиятов и 58% банков считают, что предприниматели имеют финансовые нарушения.
47% представителей районных отделов дошкольного образования считают, что предприниматели не компетентны в вопросах педагогики, 42% – в организации финансовой деятельности, 36% – в кадровой политике. Треть представителей районных отделов дошкольного образования уверена, что предприниматели нарушают этические нормы, каждый пятый, что бизнесмены не обладают необходимой управленческой компетенцией.
Разработанные по итогам исследования рекомендации по внесению поправок в действующее законодательство, связанных со снижением коррупционных рисков, будут внесены на рассмотрение Министерства дошкольного образования, Агентства по противодействию коррупции, и Национального совета по противодействию коррупции.