Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Художники и деятели культуры обсуждают проект закона о креативной экономике, передает корреспондент Podrobno.uz.
Как мы уже сообщали, на Портале обсуждения проектов нормативно-правовых актов опубликован проект закона о креативной экономике.
Мы попросили известных ташкентцев, чью деятельность затрагивает этот закон, прокомментировать проект.
Основатель галереи Human House Лола Сайфи отметила:
-
Хорошо, что такой закон наконец-таки у нас появится. Но мне бы хотелось больше конкретики и расширить количество креативных направлений в реестре. А также было бы здорово пригласить к общественному обсуждению как можно больше креативных представителей. Все-таки этот закон разрабатывается для них.
-
Мне этот текст показался очень обобщенным.
-
В проект не включены многие направления креативной экономики. Означает ли это, что они не будут считаться субъектами креативной экономики?
-
Мне кажется, что человек или группа людей, которые писали этот закон не совсем понимают, для чего он нужен. А вот мне как субъекту креативной экономики он нужен. Так как в Узбекистане не существует понятия «галерея», нет арт-менеджмента как такового. И если бы я не была хунармандом, то мне надо было бы стать промтоварным магазином.
Напомним, что ранее Лола Сайфи предлагала в законе уточнить понятия «патронаж», «меценатство», «спонсорство», «благотворительность» и дать спонсорам культуры какие-то преференции. А также на закон возлагались надежды формирования цивилизованного арт-рынка.
Художник, преподаватель Национального института художеств и дизайна имени Камолиддина Бехзода Ли Сафи Мария отметила недостаточную проработанность статьи 15 о поддержке образования в сфере креативной экономики.
Ли Сафи Мария сказала, что, может, эти предложения не должны буквально отражаться в законе, но он должен позволить решить поставленные проблемы:
-
Весь наш интеллектуальный труд по созданию учебников и учебных пособий не оплачивается, даже печатаем их за свой счет, и действительны наши учебники всего 3 года.
-
Необходимо оснастить наш институт современной профессиональной оргтехникой.
-
Желательно открыть издательство при институте для публикаций удачных выпускных квалификационных работ, детских книг и других художественных изданий.
-
Позволить студентам оформлять своими проектами (мозаикой, скульптурами) дома и площади.
-
Необходимо организовать студентам и преподавателям зарубежные стажировки, без этого не будет роста.
-
Художники – плохие бизнесмены, нужен закон об арт-менеджерах.
Художник Нигора Латыпова ответила:
Не верится, что кто-то что-то будет делать. Мне нечего добавить. Налоги все равно не снизят. Ни на что хорошее я не надеюсь, день ото дня становится все тяжелее выживать. Я уже забыла, когда делала что-то творческое, приходится быть ксероксом.
Турсунали Каримович Кузиев, первый заместитель директора Агентства культурного наследия, подчеркнул, что в законе о креативной экономике можно сформулировать интересы художников и арт-индустрии следующим образом:
-
Обеспечение защиты интеллектуальной собственности художников, включая авторские права на их произведения и инновационные идеи в области искусства.
-
Поддержка развития творческой деятельности и профессионального роста художников через программы стимулирования творчества, обучения и поддержки молодых талантов.
-
Создание условий для расширения рынка и продвижения художественных произведений, включая финансовую поддержку выставок, ярмарок и других мероприятий, способствующих продвижению и продаже произведений искусства.
-
Поддержка развития инфраструктуры для арт-индустрии, включая создание выставочных площадок, стимулирование туристических программ, связанных с искусством, и поддержка культурных мероприятий.
-
Гарантия участия художников в процессах принятия решений, касающихся культурной политики и развития креативной экономики.
-
Обеспечение социальной защиты художников, включая доступ к медицинскому обслуживанию, социальным льготам и пенсионным программам.
Эти интересы могут быть сформулированы в законе о креативной экономике с целью защиты и развития художественной деятельности и арт-индустрии.
Антон Коваль, бизнесмен, проживающий в Бразилии, рассказал, как обстоит дело с креативной экономикой в его стране:
“В Бразилии креативная экономика вносит 3,11 % в огромный ВВП страны (9-й в мире), дает работу 7,5 миллионам человек, 130 тысяч компаний зарегистрировано по этому классификатору. Да и невооруженным статистикой глазу видно развитие этой отрасли.
Так что вполне можно копировать законы и опыт”.
Белла Сабирова, галерист, рассказала о том, что понятие креативности и креативной экономики эволюционирует, это не застывшая формулировка. Основное содержание определения креативности, данное ООН, – взаимодействие человеческого творчества, идей, интеллектуальной собственности, знаний и технологий; креативная экономика охватывает все отрасли, строящиеся на творческой активности. Концепция креативной экономики тесно связана с “экономикой знаний”, ключевым фактором органического роста за счет инвестиций в человеческий капитал.
“В проекте закона в Узбекистане креативная экономика – это прежде всего экономическая сеть, направленная на создание экономической ценности на основе индивидуального творчества, способностей и таланта, а также инноваций и технологий.
Чувствуете разницу? В первых же строчках проекта закона происходит подмена. ООН нам говорит, что человечество генерирует знания, творчество и технологии, но, к огромному сожалению, не всегда люди могут реализовать важные и полезные для планеты идеи в жизнь или, что чаще, не могут быть услышанными по актуальной повестке”.
Самые быстрые новости в Телеграм. Присоединяйтесь.