Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. На сайте ведущей бельгийской газеты The Brussels Times опубликована статья директора Центра экономических исследований и реформ Обида Хакимова, посвященная развитию экономики Узбекистана в годы независимости.
Предлагаем вам ознакомиться с переводом этой статьи.
– В этом году независимому Узбекистану исполняется 30 лет. Сейчас уже мало кто помнит, в каких условиях происходило становление экономики независимого Узбекистана. Накануне обретения независимости далеко не благополучно складывалась ситуация в экономике, был низок уровень жизни.
В 1990 году национальный доход на душу населения в Узбекистане был вдвое ниже, производительность труда в промышленности отставала на 40%, а в сельском хозяйстве – 50% от среднесоюзного уровня. Доля населения со среднедушевым доходом менее 75 рублей в месяц составила почти 45%, тогда как по стране в целом — немногим более 12%. С распадом СССР стали рваться экономические связи, падало производство, стремительно снижался и так невысокий уровень жизни и социальной защиты.
В этих тяжелейших условиях была разработана собственная модель перехода к рыночным отношениям, в основе которой были заложены пять принципов: экономика имеет приоритет над политикой, главным реформатором выступает государство, верховенство закона, сильная социальная защита, реформы осуществляются поэтапно. В целом принятая на первом этапе независимости модель реформ оправдала возложенные на нее ожидания.
Так, согласно исследованию ПРООН середины нулевых годов, Узбекистану первому из постсоветских стран удалось остановить падение производства и перейти к экономическому росту. Уровень падения производства в Узбекистане был самым низким из постсоветских стран, а уровень социальной защиты выше, чем в других постсоветских странах. Если другие постсоветские страны теряли целые отрасли промышленности, то в Узбекистане «с нуля» создавались новые, ярким примером которых является автомобильная отрасль.
Однако, нельзя не признать, что к середине десятых годов развитие узбекской экономики начало тормозиться в виду слишком жесткого административного регулирования и закрытости, что не позволяло в полной степени использовать потенциал рыночных стимулов для ее развития. В связи с этим избранный в 2016 году новый Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев начал новый этап реформ во всех сферах жизни. В феврале 2017 года им была утверждена Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Узбекистана в 2017—2021 годах.
В числе ключевых направлений нового этапа — совершенствование государственного и общественного строительства, обеспечение верховенства закона и реформирование судебно-правовой системы, развитие и либерализация экономики, развитие социальной сферы, обеспечение безопасности, осуществление взвешенной и конструктивной внешней политики. По всем этим направлениям в последние годы были предприняты важные шаги.
В сфере экономических реформ наиболее громкий резонанс в мире вызвала валютная реформа. В сентябре 2017 года вышел указ президента «О либерализации валютной политики», позволивший юридическим и физическим лицам свободно конвертировать валюту. До этого момента операции по обмену валюты были большой проблемой, так как существовало три разных курса: черного рынка, биржевой курс и курс Центробанка.
Другой ключевой реформой в сфере экономики являлась налоговая реформа, основной этап которой завершился в 2020 году с введением в действие нового Налогового кодекса. Были устранены многочисленные административные для предпринимательской деятельности в результате чего в отчете «Doing Business 2020» Всемирного банка рейтинг республики улучшился на 7 позиций, обеспечив ей 69-е место, что позволило стране войти в список 20 лучших стран-реформаторов. А в Индексе экономической свободы-2020, выпускаемого Heritage Foundation совместно с The Wall Street, Узбекистан улучшил свой результат на 26 позиций, поднявшись со 140 места на 114 место.
Большое внимание на настоящем этапе реформ уделяется интеграции в мировую экономику. В 2020 году удалось добиться досрочного решения Еврокомиссии о предоставлении Узбекистану статуса бенефициара всеобщей системы преференций GSP+, что позволяет беспошлинно поставлять на европейский рынок отечественную продукцию более чем 6 тысяч наименований.
В настоящее время в стране действует 22 свободные экономические зоны, Узбекистан стал наблюдателем в ЕАЭС и ведется активное обсуждение по вступлению страны в ВТО.
Если говорить об экономических показателях Узбекистана за все годы независимости, то на протяжении 1990-2019 гг. ВВП Узбекистана в текущих ценах увеличился на 40.3 млрд. долл. (в 3.3 раз) до 57.9 млрд. долл. В 2020 году, несмотря на пандемию, экономика Узбекистана также выросла на 1,6% по сравнению с 2019 годом. Среднегодовой прирост ВВП Узбекистана был на уровне 1.4 млрд. долл. или 4.2%. За тот же период ВВП на душу населения в Узбекистане увеличился на 890.0 долларов (в 2 раза) до 1 756.0 долларов.
По данным Всемирного банка в 2019 году ВВП на душу населения по покупательной способности в Узбекистане достиг 7 тыс. долларов. В 1991-2019 годах среднегодовые темпы роста ВВП на душу населения в Узбекистане составляли 4,4%. Это выше, чем средние темпы роста в Кыргызстане (3,2%), Молдове (3,6%), России (3,1%), Украине (2,4%) и Таджикистане (4,0%). В Центральной Азии только ВВП на душу населения в Казахстане рос быстрее, чем в Узбекистане. Но, учитывая, что население Узбекистана (среднегодовой темп роста — 1,6%) росло вдвое быстрее, чем население Казахстана (0,8%), можно сделать вывод, что Узбекистан добился лучших результатов.
Большие изменения в период независимости происходили и в структуре узбекской экономики. В девяностые годы под влиянием разрыва хозяйственных связей на постсоветском пространстве, доля промышленности в экономике сокращалась с 25,9% в 1990 году до 11.1% в 2000 году. При этом удельный вес доли сельского хозяйства вырос с 33.0% в 1990 году до 50.7% в 2000 году. В дальнейшем, благодаря принимаемым мерам по развитию промышленного производства, удалось в корне изменить эту ситуацию. Так, в целом за период 1990-2019 доля сельского хозяйства сократилась с 33.0% до 27.3%, а доля промышленности выросла до 29.2%. Доля услуг за 1990 – 2019 годы поднялась с 18.7% до 23.0%.
Если в первые десятилетия реформ с целью обеспечения экономики и населения необходимой продукцией проводилась в основном политика импортзамещения, то по мере развития промышленного потенциала страны приоритет стал отдаваться экспорториентированному подходу, который стал особенно активно реализовываться в последние годы. Сейчас экспорт узбекской промышленной продукции. В целом же, в период 1990-2019 гг. экспорт Узбекистана в текущих ценах повысился на 13.8 млрд. долл. (в 4.3 раза) до 18.1 млрд. долл. Среднегодовой прирост экспорта в постоянных ценах составлял 5.7%. Минимальный объем экспорта был зафиксирован в 1994 году (2.2 млрд. долл.), а максимальный в 2019 году. В связи с пандемией в 2020 году экспорт несколько сократился.
То есть, экономика Узбекистана за годы независимости превратилась из импортзамещающей аграрно-промышленной в экспорториентированную промышленно – аграрную, с более высоким уровнем переработки продукции, более высокой добавленной стоимостью. Причем, в общей технологичной структуре обрабатывающей промышленности растет удельный вес высокотехнологичных отраслей. Это уже отмечено в рейтингах международных организаций. Так, в Индексе конкурентоспособности промышленности-2020, составляемом ПРООН, Узбекистан в первые вошёл в рейтинг, заняв 92 место среди 152 стран.
Важное значение для развития экономики Узбекистана, отрезанного от выхода к мировому океану, как минимум, территориями двух государств, имеет развитие транспортных коридоров. Более того, унаследованный после распада Союза характер границ в Центральной Азии не обеспечивал транспортной безопасности суверенного государства, так как внутренние перевозки приходилось осуществлять через соседние страны. Проложенные через высокогорные перевалы новые железные и автомобильные дороги в Ферганскую долину и в Сурхандарьинскую область решили эту проблему и Узбекистан в транспортном плане стал самодостаточным.
Что касается внешних перевозок, то в девяностые годы стола задача сохранить для узбекских товаров действующие транспортные коридоры на внешний рынок через Прибалтику и Дальний Восток и открыть новые, так как емкость рынков вдоль унаследованных коридоров стремительно сокращалась в связи с общим падением экономики и уровня жизни на постсоветском пространстве.
В связи с этим в сжатые сроки в 1996 году введены в строй новые транспортные коридоры в направлении Европы через Иран (магистраль Мешхед – Серасх – Теджен, соединившая железнодорожные дороги Центральной Азии и Ирана) и Закавказье (транс кавказская железнодорожная магистраль ТРАСЕКА), по которой и пошел узбекский хлопок и другие товары в Европу. Позже был сформирован полноценный транспортный коридор к портам Персидского залива через Иран, открывший путь узбекским товарам в страны Южной и Юго- Восточной Азии.
Сейчас Узбекистан располагает надежными транспортными коридорами во всех направлениях: к прибалтийским и российским дальневосточным портам, портам Китая в тихоокеанском бассейне и потам Ирана в Индийском океане, транспортными выходами на европейский рынок. Сейчас на повестке дня стоит реализация проектов кратчайшей железной дороги в Китай через Кыргызстан, а также строительство транспортных коммуникаций через Афганистан в Пакистан и Индию, над которыми ведется активная работа.
В заключение стоит сказать, что наблюдавшийся в последние годы динамичный рост узбекской экономики, как и экономик других стран, был замедлен пандемией коронавируса, но в текущем году активно восстанавливается. ВВП за три первых месяца 2021 г. увеличился на 3%. Всемирный банк прогнозирует, что рост экономики Узбекистана в 2021 г. и 2022 г. достигнет 4,8% и 5,5% соответственно, а ЕБРР — 5,6% в 2021 году и 6% в 2022 году. Проводимые экономические реформы уже дают ощутимый положительный эффект, который в условиях постпандемийного восстановительного роста мировой экономики будет только усиливаться.