Узбекистан изучает эстонский опыт в области электронного правительства. Возникает вопрос, почему именно Эстония? Как может послужить примером для нас опыт этой маленькой страны с населением в три раза меньше Ташкента?
Трудно поверить, но даже самые развитые страны, такие как Япония и США, полагаются на поддержку со стороны маленькой Эстонии: в рамках e-Estonia в Японии были запущены сайты цифровых рецептов, а для США были разработаны безопасные телекоммуникационные системы передачи данных.
Чтобы не только сама страна, но и другие страны могли преодолеть «цифровую пропасть», Эстония создала e-Estonia Briefing Centerга. Центром предоставлены самые актуальные решения для более чем 130 стран.
Электронная Эстония
Эту страну часто называют «электронной Эстонией», указывая на высокий уровень развития цифровых технологий. Действительно, в области построения цифрового общества Эстония добилась небывалых успехов.
Эффективность электронных услуг вызывает большой энтузиазм как у рядовых граждан, так и у политиков Эстонии. Эстонские программисты принимали участие в создании Skype, Hotmail и Transferwise.
Эстония провозгласила доступ к интернету неотъемлемым правом человека и создала процветающую стартап-культуру. Большинство государственных услуг для юридических лиц и простых граждан давно стали цифровыми.
Истоки этой революции восходят к 1991 году. Когда Эстония обрела независимость, правительство и политики решили восстанавливать государство без бюрократии. 30 лет спустя Эстонии удалось построить лучшую цифровую инфраструктуру в мире. Подписи — цифровые, хотите платить налоги — пожалуйста, есть интернет. Это займет всего пару минут и потребует пару мегабайтов — лишь бы было желание. Выборы также проходят онлайн, без избирательных ящиков, листовок и эксцесс. Школы не преобразовываются в избирательные участки. Достаточно компьютера или телефона. Конечно, можно явиться и проголосовать лично, но все больше и больше людей выбирают цифровое голосование.
Сейчас каждый житель Эстонии постоянно пользуется цифровыми услугами в повседневной жизни: более 600 электронных услуг доступно гражданам, и более 2400 — бизнесу.
Используя разработанную в Эстонии ID-карту, действующую как онлайн-паспорт, большая часть жителей страны может регулярно выполнять следующие операции:
- дистанционно подписывать договоры,
- использовать ID-карту для оплаты за пользование общественным транспортом,
- оплачивать парковку при помощи мобильного телефона,
- голосовать по Интернету,
- совершать банковские операции по Интернету,
- получать цифровые рецепты от врача, в том числе и дистанционно,
- подавать налоговую декларацию через Интернет,
- учащиеся могут проверить свои оценки, следить за процессом обучения и получать доступ к учебным материалам по Интернету,
- создать в течение 18 минут новую компанию, не отходя от своего персонального компьютера,
- ходатайствовать о получении государственного пособия (например, пособия по уходу за ребенком).
ID-карта играет ключевую роль в пользовании почти всеми электронными услугами в Эстонии. Она позволяет идентифицировать личность и заверить документ цифровой подписью. Весомость цифровой подписи обеспечена эстонскими законами. Для снижения рисков используется мощное кодирование, на ID-карте содержится минимум личных данных. Утерянные карты можно легко аннулировать.
Бесплатный и быстрый беспроводной интернет в Эстонии практически повсюду: в парках, скверах, кафе, ресторанах, аэропортах, поездах, автобусных вокзалах, даже на пляже или в лесу.
Благодаря прозрачности и доступности государственных услуг Эстония стала одним из самых передовых электронных государств мира. Она оправдывает это признание, активно сотрудничая с другими государствами в Центральной и Восточной Европе и в Африке, например, через Академию электронного управления Эстонии.
Академия электронного управления Эстонии также активно сотрудничает с Узбекистаном.
Сотрудничество Узбекистана с Эстонией в области ИКТ
7 апреля текущего года первый заместитель Министра по развитию информационных технологий и коммуникаций О. Пекось провел онлайн-встречу с исполнительным директором Академии электронного управления Эстонии Ханнесом Астоком.
Спустя неделю, 14 апреля, господин Ханнес Асток посетил Узбекистан с визитом. На встрече, прошедшей в Министерстве по развитию информационных технологий и коммуникаций, было отмечено, что сегодня Эстония является одним из лидеров в Европе и в мире в области внедрения и развития электронного правительства. И в этом плане опыт прибалтийской страны будет весьма полезен для развития системы «E-Government» у нас в стране.
16 апреля между Узбекистаном и Эстонией был подписан меморандум о сотрудничестве в сфере электронного правительства. В документе определены ключевые направления сотрудничества по развитию электронного правительства.
Развитие электронного правительства выходит на новый уровень
В ходе визита исполнительного директора Академии электронного управления Эстонии Ханнеса Астока в Узбекистан также прошла встреча в Центре управления проектами электронного правительства.
В ходе встречи стороны обсудили вопросы взаимного сотрудничества в рамках развития электронного правительства, в том числе перевод государственных услуг в электронный формат, совершенствование механизмов электронного взаимодействия государственных органов при оказании услуг населению и субъектам предпринимательства.
В рейтинге ООН по электронному правительству 2020 года Эстония вошла в тройку самых цифровых стран мира.
Не случайно, что Эстония вошла в тройку лидеров, ведь прибалтийская страна прошла долгий путь с тех пор, как начала серьезно развивать электронное правительство. Электронное правительство Эстонии занимало 13-е место в международных рейтингах в 2016 году и 16-е место — в 2018 году. Большой скачок в 2020 году сразу вывел маленькую страну на третье место.
Узбекистан занимает 87-е место в этом глобальном рейтинге. Для достижения еще более высоких позиций в этой сфере планируется обмен мнениями с ведущими странами мира и внедрение в нашей стране услуг электронного правительства с международным опытом.
Согласно Указу Президента Республики Узбекистан от 5 октября 2020 года «Об утверждении стратегии «Цифровой Узбекистан – 2030» и мерах по ее эффективной реализации», ускоренный переход к цифровой экономике в ближайшие 5 лет является приоритетом для Узбекистана.
Хотя с момента принятия указа прошло более полугода, реализация намеченных в нем проектов уже приносит свои плоды. К примеру, в результате внедрения информационной системы «Единый реестр социальной защиты» отменено истребование от граждан более 11 видов различных документов при назначении социальных пособий, а более 1 млн 200 тысяч семьям автоматически выделены социальные пособия.
Это, в свою очередь, освобождает нуждающиеся в социальных пособиях семьи от разных хлопот, предотвращает вмешательство человеческого фактора и коррупцию.
Единый портал интерактивных государственных услуг (my.gov.uz) оказывает широкий спектр услуг, создающих удобства для населения. Количество введенных на сегодняшний день услуг достигло 212.
В нашей стране, как и в Эстонии, уже началась работа по переходу на систему ID-карт. Теперь при выдаче ID-карты вместо паспорта гражданин автоматически регистрируется в качестве пользователя электронного правительства (id.egov.uz) и оформляется электронная цифровая подпись.
Отношения с ведущими странами в мировом рейтинге электронного правительства послужат ускорению достижения поставленных целей.
В этой связи в ходе встречи были обсуждены вопросы двухстороннего сотрудничества по развитию электронного правительства в Узбекистане, в частности, переводу государственных услуг в электронный формат. Также достигнуто соглашение по оказанию услуг населению и субъектам предпринимательства, подготовке специалистов в этой сфере.
По результатам встречи определены цели, задачи, направления и сроки реализации ключевых мер по созданию необходимых условий для развития цифровой экономики в Узбекистане.
Бахром Зияев,
Руководитель Центра управления проектами электронного правительства