Понедельник, 25 ноября, 2024

Худсовет, госзаказы и навязанный патриотизм. Эксперты рассказали о проблемах появления в Узбекистане хорошего кино

Это интересно

Худсовет, госзаказы и навязанный патриотизм. Эксперты рассказали о проблемах появления в Узбекистане хорошего кино

Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Искусство кинематографии в центре внимания общества по разным причинам: как источник развлечения для жителей планеты, как многомиллиардная индустрия и как механизм идеологического и политического влияния на зрителей.

Музаффар Акрамов, доктор PhD по политическим наукам, исследовавший влияние кинематографа на молодежь, отмечает, что информация, передаваемая посредством кино, проникает в сознание молодежи быстрее, чем взрослых, поэтому кинематография становится силой, определяющей будущее нации.

«Внедрение исторических фактов и вымысла в общественное сознание посредством кино остается одним из наиболее эффективных и действенных инструментов современной кинематографии», – считает эксперт.

Он подтверждает известный тезис о необходимости развития отечественного кино тем фактом, что в современный информационный век невозможно фильтровать фильмы, которые смотрит молодежь, выявлять зарубежные идеи и обрабатывать их, – поэтому целесообразно увеличить количество национальных фильмов, предназначенных для молодежной группы, с патриотическим содержанием.

«Важно, чтобы патриотизм продвигался не лозунгами и призывами о любви к родине, а подавался через поступки героев, как это сделано в лучших зарубежных фильмах», – уточнил собеседник.

Пример, по мнению исследователя, очевиден: голливудские фильмы самой мощной индустрии кинематографии служат инструментом продвижения актуальных и тонких политических идей, основанных на американских реалиях. И эти идеи поселились в умах людей всего мира. Ведь сегодня большая часть населения планеты представляет себе США такими, какими их показали кинематографисты. Также популярны у нас турецкие и южнокорейские сериалы, в той или иной мере продвигающие политические, религиозные, исторические и ментальные идеи своих стран.

«Законодательная база для создания отечественных фильмов создана, приняты указ президента «О мерах по дальнейшему развитию национальной кинематографии», постановление «О дополнительных мерах по развитию национальной киноиндустрии», постановление правительства «О мерах по ускоренному развитию кинотуризма и популяризации отечественного кино в Республике Узбекистан», но сказались ли они на качестве выпускаемой кинопродукции?» – спрашивает эксперт.

Музаффар Акрамов рассказал, Агентство по делам молодежи проводило социологический опрос о фильмах. Большинство респондентов отметили, что наши фильмы уступают по качеству зарубежным с точки зрения художественного, идеологического и технического аспектов и что они не способны привлечь узбекскую аудиторию, особенно молодежь. Ведь образы национальных героев, созданные нашими кинематографистами, неправдоподобны, они не могут привлечь внимание зрителей в результате своей преувеличенности.

В настоящее время большинство фильмов, снятых узбекскими кинематографистами, относятся к жанру мелодрамы и не могут заинтересовать молодых зрителей. Сегодняшняя молодежь в основном предпочитает смотреть мотивирующие фильмы о приключениях, дружбе, героях или молодых людях, вышедших из сложных жизненных ситуаций, тайнах и загадках, борьбе за справедливость.

Также молодежь хочет смотреть фильмы на историческую тематику. В частности, они выразили надежду посмотреть фильмы о всемирно известных узбекских национальных героях, таких как Амир Темур, Алишер Навои, Бабур и Ибн Сина, в высоком качестве, способном соответствовать мировым стандартам.

«Однако узбекские кинематографисты не торопятся или боятся снимать качественные исторические фильмы. В результате другие страны интерпретируют историю в фильмах об известных людях Узбекистана, исходя из собственных идей и идеологии, и направляют их узбекскому зрителю. Например, в 2019 году казахстанские кинематографисты сняли фильм «Томирис» и изобразили Томирис казахским героем. Фильм имел большой успех на экранах мирового кино и получил признание на крупнейших кинофестивалях», – отметил Музаффар Акрамов.

В 2013 году немецкие кинематографисты сняли картину о великом ученом Абу Али ибн Сине под названием «Врач: ученик Авиценны». И этот фильм также имел успех на мировых экранах, но в нем Ибн Сина показан как персидский врач. Чтобы предотвратить подобные ситуации, в Узбекистане приняты нормативно-правовые акты и открыто финансирование фильмов из бюджета. Бюджетом на 2024 год запланировано выделение Агентству кинематографии (на его содержание, госзаказ и на территориальные подразделения) 125,5 миллиарда сумов.

В последние годы сняты сериалы и фильмы «Исламходжа», «Эльпарвар», «Мухаммад ат-Термизий», «Берлин – Аккурган», «Ильхак», «Буря в Коканде», «Ибрат», «Махмудходжа Бехбудий», «Абдулла Кадирий», «Авлоний» и «Джадиды», но этого, конечно же, недостаточно, считает Музаффар Акрамов.

Эксперт также отметил, что на сегодняшний день не существует единой информационной системы, которая предоставляла бы точную и оперативную информацию о показах фильмов, включая количество проданных билетов, количество зрителей и кассовые сборы фильмов. Все это говорит о необходимости принятия закона «О кинематографии».

Для обеспечения конкурентоспособности национальных фильмов Музаффар Акрамов предлагает создать новую систему выделения средств из госбюджета на кинофильмы, основываясь на международном опыте, внедрить систему «питчинга» (презентации проекта перед инвесторами) для отбора проектов на конкурсной основе.

Первый доктор наук PhD по кино в Узбекистане, академик Стамбульской киноакадемии, автор многочисленных нормативно-правовых актов по кинематографии Эльдар Юлдашев, комментируя процесс создания фильмов в жанрах игрового и документального кино, отметил, что сегодня контент для большого экрана в основном состоит из государственных заказов. При этом мы одна из немногих стран на территории СНГ, которая сохранила такое советское наследие, как институт художественных советов.

«Таким образом, всю цепочку кинопроизводства курирует этот орган, начиная от сценария, подготовительного периода, съемочного и после монтажно-тонировочного. Кульминация процесса – прием самого экранного произведения», – отметил Юлдашев.

И пояснил, что система «питчингов» также постепенно внедряется в практику, пока это малобюджетные проекты, co-production. Например, в этом году «питчинги» провели для трех творческих вузов на создание короткометражных фильмов.

Эльдар Юлдашев считает, что для создания качественных фильмов, помимо практики госзаказов, нужно параллельно развивать и независимое кино.

«И велосипед здесь изобретать не нужно, а нужно идти по пути наших соседей по региону, где кинопроизводством активно занимаются и кинопрокатчики, владельцы крупных сетей кинотеатров, которые в первую очередь заинтересованы в заполнении своих залов, то есть рентабельностью своей продукции. Увлекательный и интересный контент окупаемый. Яркий пример кинопрокатчика – генеральный директор Kinopark-Kinoplexx Theatres Алмаз Малдыбаев в Казахстане. Благодаря таким, как он, смотрибельность казахских фильмов в разы выше голливудских», – рассказал доктор наук PhD по кино.

По его словам, народное признание – это аншлаг, зритель голосует билетом, получается казахское кино не просто живо, оно в тренде. Таким образом, даже «Келинка Сабина» лидирует, укрепляет свои позиции и отодвигает героев вселенной Марвел.

«В Казахстане есть кинорежиссеры – долларовые миллионеры из списка Forbes, и некоторые из них заработали свой миллион долларов всего лишь на одном своем фильме. В пример также можно привести и кыргызский фильм «Рай под ногами матерей», который только в Ташкенте за месяц собрал 8 миллиардов сумов. Эта картина также была создана на частные, кстати, небольшие деньги и заработала свои заслуженные миллионы долларов», – пояснил он.

Эльдар Юлдашев считает мощным подспорьем для данной отрасли постановление президента от 05.06.2024 года «О мерах по дальнейшему развитию сферы кинематографии и созданию цикла фильмов, посвященных истории страны». По этому постановлению, для субъектов предпринимательства на основе государственно-частного партнерства безвозмездно выделяются земли несельскохозяйственного назначения для строительства в каждом районе и городе республики кинотеатров и торгово-развлекательных комплексов, в составе которых имеется не менее двух кинозалов вместимостью не менее 300 человек. Это решение президента напрямую направлено на развитие в стране сети кинотеатров и поддержку кинопрокатчиков, тем самым на развитие кинорынка в целом.

«Сейчас в самой густонаселенной стране Центральной Азии на 37 миллионов населения есть только один владелец сети кинотеатров, единственный от Узбекистана член Национальной ассоциации владельцев кинотеатров Фаррух Туляганов. Поддержка таких дистрибьюторов и создаст конкурентоспособный и, самое главное, рентабельный рынок национальной киноиндустрии. Внедрение этого механизма позволит освободить государство от этого бремени. Наоборот, самоокупаемая система будет пополнять бюджет и создавать новые рабочие места», – отметил Эльдар Юлдашев.

Отмечая идеологическую составляющую в работе художественного совета, Эльдар Юлдашев говорит: «Нужен ли советский механизм худсовета в светской стране XXI века? Наверное, если заказчик государство, то да, но при этом данный орган должен быть современным, гибким и креативным. Я, например, член действующего худсовета, но, скажем так, по некоторым субъективным причинам не допускался в работу органа бывшим руководством Агентства кинематографии».

Подход этих многочисленных советов, по мнению эксперта, должен соответствовать времени, тем более, Узбекистан делает все для того, чтобы вступить в ВТО. А одно из требований для этого – это в том числе наличие креативной экономики.

«Например, официально фильм «Оппенгеймер» не рекомендуется к просмотру в кинотеатрах страны из-за некоторых сцен. В мире же он удостоен пяти премий «Золотой глобус» и семи премий «Оскар» (получив 13 номинаций и став лидером по их количеству в 2024 году). У фильма «Наполеон» Ридли Скотта такая же судьба», – отметил Юлдашев.

Он добавил, что бывало и такое, когда бывший худсовет отказывал в съемках на территории страны зарубежным инвесторам. Поэтому комедию «Орел и решка. Кино» по мотивам популярного тревел-шоу с Гудковым, Бортич и Варнавой сняли не в Хиве, как планировали изначально, а в светской Турции, где 97,8 % населения – мусульмане.

Отказ от съемок фильмов на нашей территории ведет не только к имиджевым потерям, но и экономическим. По мнению эксперта, на съемках фильмов государство могло бы зарабатывать до 40 миллионов долларов в год.

«Развитие данной отрасли напрямую отразится и на появлении кинотуризма. Каждый успешный фильм – это рост числа туристов в стране съемок. Самый известный пример: рост туристического рынка Новой Зеландии после выпуска трилогии «Властелин колец». 60 % ВВП в этой стране – это сфера услуг, которая выросла именно благодаря кинотуризму,» – пояснил Эльдар Юлдашев.

Самые быстрые новости в Телеграм. Присоединяйтесь.

Источник: podrobno.uz

Новое на сайте

Другие подобные статьи