Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Сегодня одному из патриархов узбекской архитектуры Серго Михайловичу Сутягину исполнилось 84 года. К этой знаменательной дате в Центральном Выставочном центре в 17.00 приурочено открытие персональной художественной выставки «Архитектор рисует».
Сутягин родился в Москве 23 февраля 1937 года. В 1941-м году семью эвакуировали в Самарканд, где жила его бабушка. Серго с детства хорошо рисовал, но и не думал быть архитектором – ему хотелось заниматься ядерной физикой. На архитектурное отделение стройфака Среднеазиатского Политехнического Института поступил за компанию с родным братом и другом Георгием Юнгвальд-Хилькевичем. Таким образом Серго стал архитектором.
Сегодня Серго Михайлович заслуженный архитектор Республики Узбекистан, действительный член Международной Академии Архитектуры (МААМ), лауреат множества отечественных и международных премий, почетный гражданин Коканда. В Ташкенте по его проекту построен Дворец киноискусств имени Алишера Навои (известный всем кинотеатр «Панорама»), торговый центр «Аркада», чайхана «Самарканд-дарбаза» и станция метро «Космонавтов».
В Коканде – это музыкально-драматический театр и музей литературы, в Хиве – ряд объектов нового центра, в том числе академия Мамуна, в Карши – амфитеатр, а также аэропорты в Термезе и Ургенче, Карши и Бухаре. В Нукусе – известный на весь мир музей Савицкого.
Если вы перестаете влюбляться, можете смело уходить из архитектуры. Меня всегда вдохновляла женщина и, если в архитектуре нет женского начала, значит она мертвая, – говорит Серго Михайлович.
Вдохновляет человека не ложный патриотизм, а внутренний. Я как раз причисляю себя к «внутренним патриотам». Меня неоднократно приглашали работать в Москву. Читал лекции в Гарвардском университете и мне предлагали остаться преподавать. Но я предан своей Родине. Источником моего вдохновения является моя земля. В каждой своей работе стараюсь показать национальный колорит, любовь к народу, к любимой женщине.
Любая профессия трудная, если ей заниматься всерьез. Если все идет легко и гладко, то скорее всего, человек поверхностно и несерьезно относится к своему делу. Иногда процесс работы муторный и сложный.
После того как архитектор придумал и начертил свой будущий проект, начинаются хождения по всевозможным инстанциям и тысячи согласований: с хокимом, с главным архитектором города, с управлением строительства. К сожалению, не всегда после таких переговоров проект остается прежним, но иногда ситуация меняется в лучшую сторону.
Каждое строение должно быть уникальным, не похожим на прошлые и настоящие. У меня есть свое высказывание: «Родник прошлого питает древо настоящего и рождает плоды будущего». Этим правилом я руководствуюсь всю свою жизнь и мои архитектурные сооружения – это не равнодушные здания. Они все скульптурные, эмоциональные, художественные и уникальные. Если автору удалось сделать душевное сооружение, оно никогда не будет стареть.
Когда мой отец ушел на фронт, меня очень интересовал вопрос: «Как я появился на свет?». К нам во двор постоянно прилетали два аиста и бабушка сказала, что это они меня принесли. Я тогда решил, что раз они меня принесли, значит и отца моего с фронта принесут. Папа вернулся весной. Вот так меня вдохновили эти птицы.
Когда был объявлен конкурс на создание монумента в память погибшим в войне, я сразу вспомнил эту историю. Стела задумывалась как памятник аистам, олицетворяющим мир на земле.
Когда монумент был готов, я долго искал подпись. Однажды мне принесли пластинку с песней Марка Бернеса «Журавли» на стихи Расула Гамзатова. Я несколько раз прослушал песню, а на утро пошел к поэтессе Зульфие и попросил перевести. Так, на памятнике появились эти стихи.
В студенческие годы я познакомился с архитекторами В.Березеным, Ю.Халдеевым, Д.Шуваевым, которые предложили участвовать в конкурсе на строительство кинотеатра. Мы стали работать над проектом на чердаке, в темноте и духоте. После длительных мучений получилось три разных варианта и победила круглая форма, считающаяся сейсмоустойчивой, которая лично мне не очень нравилась. Так случилось, что мои коллеги по проекту с кинотеатром разошлись по другим объектам и мне пришлось доводить наше детище до конца в одиночку. Как архитектор, я сформировался на этом объекте.
При создании кинотеатра нужно было учитывать акустику, свето- и звукопроецирование. Прочитав немало зарубежных книг, я узнал, что на концерте необходим один акустический режим, на кинофильме второй, при звучании голоса третий. Я связался с московским научно-исследовательским институтом, где мне сказали, что для правильной акустики нужна акустическая модель, которая состоит из оргстекла толщиной в 6 мм.
В этом институте была мастерская, которая изготавливает эти самые модели. Меня отправили в командировку на месяц в эту мастерскую. В итоге мы сделали нужную модель, я познакомился с гипротеатром (системой, которая отвечает за кинотехнологии: раздвижение занавеса, экран). Все эти знания помогли стать настоящим архитектором, изучить дело изнутри.
При землетрясении 1966 году это здание единственное, которое среди кинотеатров осталось целым и невредимым. Директор кинотеатра предложил записать голос Серго Сутягина, который говорил о сейсмоустойчивости здания. Люди доверились и не выбегали, продолжая кинопросмотр.
Эта улица мне с детства была хорошо знакома – нашу компанию называли «скверными ребятами», так часто мы там проводили время. Встречались мы в основном на углу возле столба с часами, потом их убрали, а мне захотелось сохранить эту традицию, и я сделал часы.
Труднее всего было сделать подвал, потому что по улице Кирова была проведена спецсвязь и ни при каких обстоятельствах нельзя было задевать, а уж тем более убирать этот кабель. Пришлось делать ступенчатый фундамент, который уходил вниз, благодаря ему я смог провести свою изолированную коммуникацию.
Магазин должен удивлять и привлекать внимание, я решил, что хочу построить атриум. Какое же центровое здание и без фонтана? Задумали фонтан, а в углу — родник из керамики. Попросил друга — керамиста слепить голову льва, из пасти которого текла бы вода. Планировал сделать кусочек Рима в центре столицы, но меня не поддержали и в итоге атриум остался пустым. Из задуманного так и не появилась красивая роспись наверху в окошках, которые до сегодняшних дней пустуют.
Центр должен был строить московский архитектор, но заказчик устроил небольшой конкурс и победил проект Сутягина. Изначально, предполагалось, что здесь будут магазины и большие склады ОАО «Совпластитал».
Здесь не повезло с площадью, через каждые шесть метров стоят колонны – какой же это космос? Мне хотелось сделать свод со звездами, планетами и млечный путь вдоль станции. На что начальник проекта ответил, что задумка не получится, поскольку здесь стоично-балочная система и высота низкая. К моему счастью, на стройку несколько раз спускался Шараф Рашидов, я жаловался ему, что мало места, что колонны грубы для такой темы. Он поговорил с начальником проекта и при помощи труб, бетона и стекла мы сузили колонны с 60 до 39 см.
Я поехал в Беларусь, на заводе отлил стекло, сам сделал рисунок, в институте физики приготовил амальгаму. Но больше одного образца белорусы не разрешили вывозить, так как у них в это время свое метро строилось. Пришлось искать стеклодувов в Узбекистане.
Осуществилась моя идея с 12 этапами космоса: начиная от Икара, Улугбека и заканчивая Циолковским и нашим космонавтом Владимиром Джанибековым. Кстати, его памятник стоит прямо над станцией.
Каждый раз, когда я спускаюсь на эту станцию, замечаю, что где-то что-то не горит и, вообще, не так. Но все равно я очень дорожу и горжусь своим детищем.
Материал представлен учеником С.М.Сутягина – архитектором Ильгизом Тургунбаевым.