Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. В социальных сетях блогеры и активисты Узбекистана остро обсуждают темы, связанные с ДТП на дорогах. Аварии на дорогах с трагическим концом становятся чуть ли не главными новостями в ежедневных сводках.
Среди самых громких случаев можно отметить тот, что произошел в Ташкенте чуть более месяца назад: во время незаконных гонок был насмерть сбит автоблогер. В июле машина сбила пенсионерку на нерегулируемом пешеходном переходе в столице.
Одним из самых резонансных стал случай в Навоийской области, где один водитель сбил второклассницу, а автомобиль, следовавший за электрокаром, затем переехал упавшего ребенка. Во всех случаях люди, находившиеся за рулем автомобилей, превысили допустимую скорость.
Множится также количество блогеров, которые нарушают ПДД, снимают все это на камеру, а затем цинично выкладывают свои «подвиги» в сеть. Складывается ощущение, что все дороги – это их личное пространство, где они могут делать все, что угодно.
Общество не готово мириться с такими бесчинствами и считает, что нужно пересмотреть и ужесточить штрафы за нарушения ПДД, а также бороться с серьезными нарушениями, на которые идут ради «понта» или поиска адреналина. Корреспондент Podrobno.uz собрал мнения и предложения.
Штрафы
Но начать, наверное, нужно с того, что в Узбекистане планировалось внедрить новую систему баллов, которая должна была способствовать повышению безопасности и снижению количества нарушений на дорогах. Предполагалось, что водителям в течение года будут начислять штрафные баллы за нарушения ПДД. Если они превысят планку в 12 штрафных баллов, то их на определенный срок лишат водительских прав.
В конце ноября прошлого года Законодательная палата Олий Мажлиса приняла документ сразу в трех чтениях, он был направлен на рассмотрение в Сенат. Однако с тех пор об этом – ни слуху ни духу.
Источник, знакомый с ситуацией, сообщил корреспонденту Podrobno.uz, что среди представителей верхней палаты парламента есть те, кто против полноценного внедрения системы. Они опасаются, что это усложнит передвижение по городу и сделает поездки проблематичными и долгими. Таким образом, судьба новой балльной системы пока остается в подвешенном состоянии.
Однако так ли это важно, если учитывать, что штрафы в Узбекистане попросту не работают на профилактику нарушений? Так, например, с 1 октября грядет очередное увеличение размеров штрафов за нарушение ПДД всего лишь на 10 %.
Штрафы за пренебрежение правилами дорожного движения должны быть пугающими и часто неподъемными – это не налоги, и пугать должно только нарушителей, считает блогер Шухрат Курбанов. Он сообщил, что в личных сообщениях ему присылают скрины и видео с приложений, где видны десятки оплаченных и неоплаченных штрафов.
«Главное, что я понял, – оказывается имеющееся в КоАО ужесточение наказание за повторное нарушение – не работает. Например, за третье превышение скорости в течение года предусмотрено 15 БРВ или лишение прав на год, но человек с пятью нарушениями за неделю получает только штраф в 1 БРВ. У кого-то 15 штрафов в месяц, и снова 1 БРВ и даже со скидкой 50 % «, – (при оплате в течение 15 дней. – Примечание редакции)», – недоумевает он.
Блогер считает, что нужно убрать скидки при оплате штрафов за превышение скорости более чем на 20 километров в час, проезд на красный, выезд на встречную полосу движения, аварийное вождение. По его мнению, можно даже сделать наоборот: чтобы каждые две недели сумма штрафа росла (на 30 %, на 50 %).
«Поверьте мне, это будет работать лучше, чем скидка», – отметил он.
Также среди срочных мер Курбанов предлагает расширить понятие опасная езда. За езду по встречной полосе движения (не за наезд на полосу), за превышение скорости в городе более чем на 40 километров в час нужно лишать прав на срок от шести месяцев и более.
По его мнению, также нужно увеличить количество камер на дорогах, фиксирующих не только превышение скорости, но и использование телефона за рулем и другие нарушения.
К слову, в начале июля Агентство стратегических реформ при президенте отметило отсутствие механизмов определения размеров административных штрафов и несоразмерность текущих штрафов с совершенными правонарушениями.
В агентстве напомнили, что в 2023 году произошло 9839 дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадали 9209 граждан и погибли 2282. По мнению сотрудников агентства, необходимо пересмотреть и ужесточить штрафы, непосредственно связанные с жизнью и здоровьем пешеходов. Сейчас, к примеру, за вождение водителями транспортных средств по пешеходным дорожкам штраф составляет 170 тысяч сумов, за переход пешехода в неположенном месте – 113 тысяч сумов.
Для справки. Штраф за непропуск пешехода в Германии в пересчете на наши деньги составляет 1,1 миллиона сумов, в Великобритании – 1,6 миллиона сумов, во Франции – 1,85 миллиона сумов, в ОАЭ – 1,7 миллиона сумов.
Инфраструктура
Неоднократно вопрос об улучшении ситуации на дорогах поднимал журналист и блогер Никита Макаренко. По его мнению, решение этой проблемы должно быть комплексным. В частности, большое внимание стоит уделить дорожной инфраструктуре – приподнятым переходам, светофорам, обязательным разметкам, столбикам и заграждениям всех типов, маршрутным обособленным полосам и т. д.
«Почти все, о чем говорилось – не сделано. А если сделано, то на 1/4. Была разгромная критика от президента и обнадеживающий указ. Почти ничего не выполнено из поручений», – говорит Макаренко.
Недавний случай со сбитой девочкой в Навои он прокомментировал так:
«Весь Узбекистан обсуждает смерть девочки, погибшей под колесами двух автомобилей в Навоийской области. Ни один из водителей не остановился на пешеходном переходе, чтобы ее пропустить. Эта смерть не только на руках водителей».
По его мнению, вина лежит и на тех, кто не принимает реальные меры против водителей-убийц, и тех, кто не обеспечивает безопасные инженерные решения для пешеходов. Он отмечает, что нужно ограничить скорость в городах до 50 км/ч и поставить радары на каждом углу со штрафами в 10 миллионов.
«Срочно необходимы суровые меры по реагированию на серьезные нарушения. Виноваты все. Мы пытаемся что-то изменить уже шесть лет, но ничего не сделано», – написал он в своем Telegram-канале.
Там же он провел опрос и узнал, что принимаемыми мерами по безопасности дорожного движения недовольны 90 % из 7 тысяч проголосовавших читателей.
Пользователи, в частности, отмечают, что на многих широких дорогах слишком маленький таймер для пешеходов на светофоре – 15 секунд. Люди преклонного возраста и дети рискуют просто не успеть перейти и остаться на середине дороги между потоками встречных автомобилей. Для них это стресс.
Просвещение
Предотвращения аварий нужно добиваться не только снижением скорости и развитием инфраструктуры, но и методом пропаганды – в институтах, школах и других учреждениях, в том числе через телевидение.
А для водителей, ведущих прямые трансляции или снимающих видео для социальных сетей во время управления движущимся автомобилем, известный блогер Хушнудбек Худойбердиев попросил инициировать отдельную практику строгого преследования.
«Необходимо начать преследование всех, кто выставляет напоказ совершенные нарушения ПДД в интернете, будь то превышение скорости или непристегнутый ремень безопасности, и принять строгие меры против пропагандистов, которые поощряют игнорирование законов. Они делают это ради хайпа, лайков и подписок, а фактически пропагандируют преступление», – отмечает Худойбердиев.
Необходимо еще раз подчеркнуть важность применения радикальных мер против грубых нарушений ПДД, совершаемых намеренно, часто ради хайпа или съемки видео для социальных сетей. Такие действия требуют крайне строгих мер, так как увеличение штрафов здесь малоэффективно. Единственным решением может быть комплексное решение и реализация новых для нашего региона моментов, как это уже давно практикуется в других странах. Только такие меры способны остановить бесчинство на дорогах нашей страны.
Самые быстрые новости в Телеграм. Присоединяйтесь.