На днях молодой режиссер из Калининграда представила в Молодёжном театре Узбекистана новую премьеру на самую живую тему — спектакль «Пушкин жив».
Имя Александра Сергеевича знакомо каждому, ведь ещё с младших классов произведения этого великого поэта и прозаика погружают в сказочный и такой настоящий мир литературы. «Лукоморье», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» — это всё знакомо нам с детства, как и «Барышня Крестьянка», и «Капитанская дочка». Но, одно дело просто читать произведения и восхищаться красивым слогом, а другое – проявить интерес к тому, кто написал длинный роман в стихах, который будет актуален во все времена, а письма с признаниями Татьяны и Евгения до сих пор продолжают ставить в пример подросткам. Это не СМС кидать.
Показать жизнь Пушкина, отношение к нему современников и родных, такова цель спектакля «Пушкин жив», режиссёром которого является Мария Лычковская. Каким он был, боль современых школьников, символ Золотого века? Как рождались его произведения? Каковы были его отношения с родителями и братом с сестрой?
На вопросы о создании спектакля ответила режиссёр из Калининграда Мария Лычковская:
— Как пришла мысль создать спектакль? Почему именно о Пушкине?
Изначально идея создать историю именно по Пушкину принадлежала Молодежному театру Узбекистана, который дал на это заявку, так как в тот момент он остро нуждался в хорошей, новой истории об этом писателе. Я поняла, что это не будут какие-то отдельные произведения, не «Капитанская дочка», «Евгений Онегин» или «Маленькие трагедии». Всё-таки пока ещё нос не дорос, и как поставить на сцене те же самые «трагедии» я не представляю.
Позже, занимаясь этим вопросом, я начала изучать переписку Пушкина и поняла, от чего должна оттолкнуться. После прочтения писем взялась за другие источники: воспоминания его современников, друзей и недругов. Всё это в какой-то момент зародило в моей голове идею создать некий спектакль-путешествие, в котором произведения Пушкина переплетались бы с фактами его биографии и в итоге получился необычный калейдоскоп. Я рассказала об этой идее руководству театра и получила одобрение. Так как это Молодежный, то и ориентирован он в основном на зрителя определенного возраста, позволяя в игровой форме познакомиться с жизнью Александра Сергеевича, заразиться интересом, чтобы потом и самим читать, узнавать, оживить «дела давно минувших дней». Понятно, что абсолютно всё за какие-то три часа передать невозможно, пришлось многое сокращать и оставлять самое, на мой взгляд, важное. Такова история создания. Предложение от театра и моя идея, и я рада, что всё получилось.
— В какой ещё республике помимо Узбекистана состоялась такая премьера?
— Этот спектакль создан специально для Молодёжного театра Узбекистана и ни в какие другие театры его отдавать не планируется. Разве только повезут с гастрольными турами.
— Можете ли Вы, после столь подробного изучения биографии Пушкина, назвать себя пушкинистом?
— Не знаю, это громкое слово. Да, я изучила очень много материала, пока готовилась к постановке, но Пушкин это тот автор, о котором каждый год издаётся огромное количество новых работ. Люди продолжают изучать, спорить, создавать различные теории и смешно было бы утверждать, что я сумела за это время прочесть абсолютно все материалы. Но могу с уверенностью сказать, что в мою жизнь не просто как автор, а как человек Александр Пушкин вошёл после этой работы, став не просто привычным портретом в учебнике литературы, а тем, кто мне близок, за кого я переживаю и кого люблю, кто мне интересен и кем я восхищаюсь. Ощущение, словно я была с ним лично знакома. Наверно, я не столько пушкинист, сколько (как бы громко это не звучало) друг Пушкина. По крайней мере, сама себя так ощущаю.
Спасибо Александру Сергеевичу за эти интересные месяцы работы потому, что «изучая Пушкина, ты действительно становишься лучше». Не помню кому принадлежит фраза, но это так.
— Почему Вы решили закончить спектакль именно воспоминанием Цветаевой? Есть ли ещё известные поэты, писатели, чьи воспоминания могли бы войти в этот спектакль?
— Это скорее режиссерская находка. Как можно в театре показать дуэль, чтобы зритель смог проникнуться самим духом момента? Не будем же мы стреляться по-настоящему. Тем более, что спектакль заявлен именно как игровой. Я читала разные материалы и, случайно, остановилась на воспоминаниях Марины Цветаевой. Подумала: «Как интересно, воспоминания о Пушкине начинается именно с его смерти». Она начинает с конца, её детской памятью об услышанном. И я подумала: «Как чудесно, она в этих воспоминаниях излагает всё, что мне нужно». То есть она показывает это, не выводя самих Пушкина и Дантеса на сцену, не заставляя их прямо здесь и сейчас стреляться. И вся картина создана поэтическим языком, ведь Марина Цветаева сама поэт, и мне важна была эта ее волшебная причастность к поэтическому миру. К тому же мне нравится как она пишет, как говорит, как её стихи звучат со сцены. Я хотела, чтобы это не было трагедией, но сказанием о жизни Пушкина и не было желания бросать его окровавленным в снег. Просто возникла мысль рассказать молодым эту странную, волнующую до глубины души историю.
Мы нашли и театральный знак — падение цилиндра, и текстовое выражение — цветаевское. Это была в какой-то мере дань Пушкину в конце, постамент, который весь спектакль изображает просто чёрный куб, а в итоге превращается в такой небольшой памятник, на который Гончарова ставит цилиндр. Это был краткий, истинно театральный жест.
Конечно, колоссальным вкладом в атмосферу спектакля стала душевная, трепетная игра актеров. Чувствуется что их самих захватывает судьба гения, трогает возникшая сопричастность к его жизни, ведь они прямо сейчас на сцене делятся ею со зрителями. После выхода из театра остаются вопросы, на которые и дальше хочется получать ответы, настолько затягивает атмосфера, царившая на сцене во время спектакля. Ответы, которые может дать только великий классик. А, значит, ждем продолжения.
Александра Фазылова