Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. В Узбекистане первое чтение в нижней палате парламента прошел новый проект закона «О рекламе». Этот нормативно-правовой документ грозит штрафами производителям как медицинских препаратов и безалкогольных напитков, так и пищевых продуктов с высоким содержанием сахара, соли и жира, а также энергетиков в случае размещения рекламы, которая теперь может быть под запретом.
Кроме того, в случае принятия законопроекта, будут ограничены некоторые формы продвижения товаров. В документе достаточно и других пробелов, читайте о них подробнее в материале.
Действующий закон «О рекламе» был принят в 1998 году, планируется, что ему на смену придет новый документ, в котором постараются учесть современные реалии. Однако не все так просто.
По этому документу производители продуктов с повышенным содержанием жиров, соли и сахара не смогут обращаться к несовершеннолетним, использовать образы несовершеннолетних, в том числе выполненные с помощью мультипликации, рекламировать продукты с высоким содержанием сахара, соли и жира на территории образовательных и медицинских учреждений, а также в СМИ в течение 30 минут до и после передач, предназначенных для детей.
Получилось так, что взрослых и детей сбили в одну кучу, когда использовали сочетание «на территории образовательных учреждений». Это могут быть и институты, а не только школы или детсады, поэтому пункт нуждается в пояснении.
В законопроекте запрещается «использование изображений несовершеннолетних, потребляющих или использующих продукцию, запрещенную для потребления несовершеннолетними». При этом, составители закона не приводят перечень «запрещенной продукции». Нет ее и в других документах. О ней можно лишь догадываться, однако это не выход, если речь идет о строгой регламентации на законодательном уровне.
В случае принятия закона при рекламе энергетиков к показу запретят фотографии людей, добившихся успехов в спорте. Подчеркивается, что такой шаг создает впечатление, что эти процессы имеют важное значение для достижения социального и спортивного успеха или улучшения физического и психического состояния потребителей.
При этом, на такой продукции стоит ценз «18+», который автоматически говорит о том, что покупатели энергетиков – совершеннолетние. То есть, те, кто принимает сам решение и в состоянии отделить потребность в продукте от красивой картинки.
Достижения человека в спорте – опять-таки это образ, который популярен во многих рекламах, а знаменитости, приглашенные для съемок, как правило, поддерживают бренд, а не призывают к каким-либо противоправным действиям.
У нас же пока нет четких «правил игры» и от этого могут пострадать в первую очередь производители – как больших компаний, так и локальных. Их убытки и выход из бизнеса – это налоговые потери и снижение участия в экономическом сегменте страны.
Также прежде всего необходимо определиться с предельными нормами соли и жира в продуктах, которые могут оказать влияние на здоровье человека, в том числе подрастающего поколения. Это требует времени и ресурсов – как кадровых, так и работы соответствующих лабораторий.
Кроме того, у нас в стране идет активная пропаганда здорового образа жизни. Об этом можно судить и по различным массовым инициативам, вроде ходьбы или спортивных забегов и марафонов, а также по мотивации жителей ходить больше за счет внедрения специального приложения. Однако быстро к ЗОЖ прийти все же нельзя. Для этого необходим долгосрочный план, не для галочки, а для реального расширения круга адептов здорового образа жизни. За один день такое не происходит.
Если вновь возвращаться к продуктам питания, то косвенно в этом вопросе имеет значение формирование потребительской корзины, с которой также все не так быстро происходит.
Однако перед принятием всех предыдущих мер под удар поставили рекламную отрасль. Эти сферы так или иначе связаны и без эффективной деятельности других цепочек системы ожидать реальных результатов от «драконовских» методов достаточно сложно. Если же цель привести локальных производителей продукции, для которой еще нет четких определений и порогов «вредности» жиров и солей, к убыткам и закрытию своих бизнесов, то в этом случае, конечно, меры оправданы.
В июле пресс-служба Торгово-промышленной палаты Узбекистана сообщила, что проект закона о рекламе нуждается в экспертизе. В СМИ также подчеркнули, что нормативно-правовой документ не был должным образом согласован с организациями, отвечающими за поддержку предпринимательства и бизнес-омбудсманом. В частности, в ТПП отметили, что у них не было окончательной редакции этого проекта.
В свою очередь на сайте бизнес-омбудсмана опубликовано сообщение со ссылкой на закон «О нормативно-правовых актах», согласно которому проекты по вопросам, прямо или косвенно влияющие на ведение бизнеса, должны согласовываться с их структурой. Также отмечено, что если потребуется заключение, то проект рассмотрят с точки зрения влияния на бизнес, и соответствующие выводы будут выданы в кратчайшие сроки.