Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Своим примером Узбекистан доказал, что успех на одном внешнеполитическом направлении достижим без ущерба выстраиванию отношений с другими векторами сотрудничества, заявил директор Института стратегических и межрегиональных исследований при президенте Узбекистана Элдор Арипов, комментируя итоги Самаркандского саммита ШОС.
– Безусловно, Самаркандский саммит оправдал абсолютно все ожидания. Огромная и кропотливая работа, проделанная Узбекистаном в рамках своего председательства, получила достойное завершение.
На мой взгляд, Саммит в Самарканде стал самым масштабным и влиятельным политическим мероприятием, состоявшимся в рамках ШОС. В Саммите приняли участие лидеры 14 государств и руководители 10 международных организаций. Узбекистан собрал на одной площадке глав государств Восточной, Южной и Центральной Азии, Ближнего Востока, Каспийского региона.
У них появилась возможность пообщаться с «глазу на глаз», в дружественной обстановке. Наверное, все видели распространившееся фото, где главы государств ШОС в неофициальном формате ведут беседу за общим столом. Думаю, этот снимок очень четко отразил тот доверительный настрой и атмосферу, в которой прошел Саммит.
В преддверии Саммита было очень много разных предположений, относительно того какими будут его результаты.
Отдельные эксперты говорили о том, что встреча будет носить сугубо формальный, рядовой характер. Другие, с точностью до наоборот, предрекали ШОС новую роль в условиях нарастающего глобального противостояния. Предсказывалось вовлечение организации в процесс формирования новых разделительных линий и блоков в мире.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что никакая из этих точек зрения не оправдалась. Самаркандский саммит вновь продемонстрировал, что ШОС не просто остается одной из самых авторитетных международных организаций, но и сохраняет принципиальную приверженность своим основополагающим принципам – внеблоковый статус, ненаправленность против третьих стран, открытость, консенсус, доверие, обоюдная выгода, равенство и взаимное уважение.
Подтвержден также призыв президента Узбекистана о том, что ШОС должна оставаться «полюсом притяжения без разделительных линий во имя мира, сотрудничества и прогресса».
– В практическом плане Саммит получился очень насыщенным и продуктивным. Страны-участницы не оставили без внимания усугубляющуюся ситуацию в сфере энергетической и продовольственной безопасности, нарушение существовавших логистических маршрутов и цепочек поставок, ухудшение социально-экономической ситуации на планете.
Всего на полях саммита подписано более 40 документов, большая часть из которых была инициирована узбекской стороной и носит стратегически важный характер. Решения, принятые на самаркандском саммите, являются действительно прорывными, задают по-настоящему новые «стратегические ориентиры», выступая важными «векторами» развития ШОС на десятилетия вперед.
Например, к числу стратегических документов можно отнести Комплексный план действий на 2023-2027 годы по реализации положений Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов ШОС, а также Совместное заявление глав государств-членов ШОС по реагированию на изменение климата.
Кроме того, подписаны концепции сотрудничества по развитию взаимосвязанности и созданию эффективных транспортных коридоров. Принята программа взаимодействия в сфере использования возобновляемых источников энергии. Утверждены план совместных действий по развитию внутрирегиональной торговли и «дорожная карта» по сотрудничеству в вопросах профилактики и лечения инфекционных заболеваний. Как видите, это очень востребованные и практические значимые направления сотрудничества.
Произошло ожидаемое расширение ШОС за счет подписания Меморандумов о предоставлении статуса партнёра ШОС по диалогу с Египтом, Саудовской Аравией и Катаром. Кроме того, были установлены официальные отношения ШОС с рядом международных организаций. В их числе – ЮНЕСКО, ЛАГ, ЭСКАТО.
Важным стало также подписание трёхстороннего соглашения по проекту строительства железной дороги «Узбекистан-Кыргызстан-Китай». Своего решения проект ждал целых 20 лет. Реализация этого грандиозного проекта позволит не только создать южный коридор Второго континентального транспортного моста, но и открыть новые рынки сбыта продукции для производителей трех стран. Строительство дороги обеспечит развитие транспортной инфраструктуры стран Центральной Азии, предоставит им удобный выход к портам Персидского залива и Тихого океана.
Не могу также не отметить количество проведенных на полях Самаркандского саммита переговоров в двустороннем и многостороннем форматах. В ходе этих встреч участники смогли обсудить целый ряд мировых и региональных проблем.
В этом плане наиболее символичной стала очная встреча глав Кыргызстана и Таджикистана по ситуации на границе этих государств, после которой было дано поручение о прекращении огня, а также отводе сил и средств от линии соприкосновения.
– Несомненно, важнейшим событием саммита ШОС можно назвать выдвинутую лидером Узбекистана Самаркандскую инициативу солидарности во имя общей безопасности и процветания.
Предложение Президента Шавката Мирзиёева стало логичным продолжением его программной статьи, вышедшей в преддверии Самаркандского саммита. По сути, Самаркандская инициатива может рассматриваться в качестве своеобразного ответа на обозначенные им в публикации основные вызовы и проблемы современного миропорядка.
Поэтому естественно, что эта инициатива привлекла такое внимание и находится в центре экспертного обсуждения.
Говоря о значимости Самаркандской инициативы, хотел бы выделить пару моментов. В первую очередь, ее востребованность в современных непростых геополитических условиях. Сегодня, когда на глобальном уровне усиливается кризис доверия и взаимное отчуждение, важно вовлечь в конструктивный диалог всех тех, как говорил Президент Узбекистана, «кому небезразлично наше общее будущее, кто готов, невзирая на разногласия, искать согласованные подходы и решения».
Перед мировом сообществом стоит множество вызовов, начиная от участившихся локальных конфликтов вплоть до восстановление мировой экономики и климатических изменений. Без диалога, без межгосударственной коммуникации, без объединения совместных усилий эти угрозы просто невозможно нейтрализовать.
Кроме того, стоит отметить уникальность Самаркандской инициативы. Фактически предложено формирование глобальной диалоговой платформы по актуальным проблемам современности, аналогов которой пока еще нет.
То есть площадки, которая будет способна объединить государства и народы с разной экономикой, географией, культурой. Объединить их для совместного осмысления и поиска новых подходов к дальнейшему обеспечению безопасности и устойчивого развития.
Можно сказать, что успешная модель взаимодействия внутри ШОС переносится на глобальный уровень, становясь основой для нового формата международного сотрудничества.
По сути, запускается новый международный диалог, свободный от геополитического соперничества, культурноценностных различий, национального эгоизма и идеологической предвзятости.
– Отличительная черта Самаркандской инициативы ее продуманность. Это не инициатива ради инициативы. Озвучив ее, Президент Шавкат Мирзиёев сразу же обозначил и своеобразный механизм реализации.
Вопросы практической реализации этой инициативы предложено совместно рассмотреть на международном Самаркандском форуме в 2023 году с участием политических лидеров, авторитетных представителей общественности, деловых, академических и экспертных кругов.
Для продвижения Самаркандской инициативы предусмотрено принятие Программы действий. Это значит, что будет обеспечена практическая координация всех мероприятий, предложений и решений Самаркандской инициативы. Одним словом, это не разовый проект, запускается новый политико-дипломатический процесс, нацеленный на построение и поддержание постоянно действующего механизма взаимодействия на глобльном уровне.
– Нельзя не отметить символичность инициативы, пропитанной «духом Самарканда», который как справедливо отметил наш Президент является символом воплощения сотрудничества, взаимопонимания и дружбы.
Самарканд имеет уникальный исторический бэкграунд, всю необходимую инфраструктуру и опыт для становления в качестве международной диалоговой площадки.
В свою очередь, Узбекистан, именно та страна, которая благодаря своему политико–дипломатическому потенциалу, личному авторитету Президента, способна собрать на одной площадке очень разные государства, в том числе с различными внешнеполитическими ориентирами. Сегодня это качество востребовано как никогда. И прошедший саммит ШОС – очередное тому подтверждение.
За плечами Нового Узбекистана уже солидный и успешный опыт урегулирования острых региональных проблем, консолидации международных усилий по решению афганского вопроса. Можно сказать, что за страной уверенно закрепляется статус «центра дипломатического притяжения».
Например, в свое время, Самаркандская конференция по Центральной Азии, прошедшая в ноябре 2017 года, фактически заложила фундамент дальнейшей консолидации стран региона. По сути, именно тогда в Самарканде были сделаны первые шаги по сближению государств Центральной Азии, формированию в регионе новой логики конструктивного сотрудничества.
Кроме того, в нашей стране прошла серия международных конференций по афганской проблематике. Благодаря дипломатии Ташкента, афганский вопрос вновь был вынесен в центр международного внимания.
Несомненно, что подобный успешный опыт Узбекистана может быть применен и при решении других актуальных вопросов современности.
– Вы правы, невозможно не отметить широкую поддержку Самаркандской инициативе со стороны наших партнеров по ШОС. Предложение Президента Узбекистана отражено в итоговой Декларации саммита.
Подобная поддержка инициативы неслучайна. Она является отражением высокого уровня доверия и безусловного авторитета Узбекистана и его лидера. Партнёры Ташкента осознают, что Узбекистан, имея границу со всеми странами Центральной Азии и Афганистана, играет особую роль в обеспечении региональной безопасности и стабильности.
Более того, Ташкент всегда проводил ответственную, последовательную и прагматичную внешнюю политику. Наша страна смогла выстроить сбалансированные отношения со всеми центрами силы – Россией, Китаем, США, странами Европы. Своим примером, Ташкент доказал, что успех на одном внешнеполитическом направлении достижим без ущерба выстраиванию отношений с другими векторами сотрудничества.
Так, после саммита ШОС, Узбекистан планирует принять встречу глав государств Организации тюркоязычных государств, заседание Европейского банка реконструкции и развития, министерскую встречу и первую региональную конференцию по взаимосвязанности «ЕС-Центральная Азия».
То есть внешние партнеры Узбекистана разделяют, доверяют и высоко ценят дипломатию Ташкента.
Поэтому и такие большие ожидания, и уверенность, что Самаркандская инициатива откроет новые возможности для укрепления всестороннего и взаимовыгодного сотрудничества на глобальном уровне.