Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Ташкент перенимает эстафетную палочку конституционных реформ, продолжив процесс политических преобразований на постсоветском пространстве вслед за Россией, Туркменистаном, Кыргызстаном, Беларусью и Казахстаном. Очевидно, что тридцать лет самостоятельного развития сформировали объективную потребность в приведении основного закона страны к реалиям современных внешних и внутренних условий. Это закономерный и естественный процесс суверенного государственного строительства, считает заведующий кафедрой мировой экономики, международных отношений и права Новосибирского государственного университета экономики управления, директор АНО «Сибирское общество международных исследований», эксперт по Центральной Азии Денис Борисов.
По его словам, утверждение первых конституций в бывших советских республиках происходило в очень сжатые сроки при менторстве либерально настроенных элит и западных специалистов. Соответственно, в тексты конституций были включены спорные положения неолиберального характера, которые нередко вступают в противоречие с историческим опытом народов и сложившимися социальными практиками. Такая заложенная двойственность Основного закона приводила к снижению эффективности государственного развития, общественные силы вынуждены были постоянно отвлекаться на разрешение коллизий вокруг приоритета интересов личности или общества, международного или национального права, гарантий социальной ответственности или экономического роста.
«Референдум в Узбекистане – это важный шаг в сторону усиления ответственности общества за свое будущее, это четкий сигнал для внешних и внутренних участников, что на территории Узбекистана понятие суверенитет – это не только лозунг из учебников, но и ключевой принцип для политической деятельности», – отметил эксперт.
Эксперт добавил, что референдум по Основному закону – это важное свойство суверенного государства. Например, Российская Федерация в своей внешнеполитической доктрине открыто заявляет, что готова работать и договариваться, в первую очередь, с государствами, которые выстраивают межгосударственные отношения на основе суверенитета, открыто отстаивая свои национальные интересы.
«И это не великодержавная прихоть, а реальная оценка текущего момента: только суверенные государства могу слушать и слышать друг друга, выстраивая доверительные отношения на основе взаимной выгоды и компромиссов. Соответственно, референдум в Узбекистане полностью соответствует российскому подходу в международных делах – чем больше будет суверенных государств, тем устойчивее будет дипломатия на большом евразийском пространстве. Западная позиция в этом контексте диаметрально противоположная – от международных «партнеров» им нужно подчинение, что, мягко говоря, не совсем вписывается в понятие суверенитет», – подчеркнул собеседник.
По словам Борисова, Россия и Узбекистан – это ближайшие союзники, уважающие государственный суверенитет друг друга. Именно поэтому сейчас становятся все более актуальными вопросы развития и усиления промышленной кооперации и в целом принципа взаимодополняемости экономик двух стран.
«В сельском хозяйстве уже имеются значительные объемы товарооборота, где РФ поставляет пшеничную и масленичную продукцию, а получает из Узбекистана фрукты и овощи. В этом направлении важно сфокусировать внимание на гармонизации логистических вопросов. С одной стороны, необходимо совершенствование инфраструктуры транспортировки, оформления и хранения. С другой, повышение доступа производителей продукции, чтобы снять излишние посреднические барьеры, в которых оседает большая часть добавочной стоимости», – рассказал эксперт.
Он также выделил сотрудничество в энергетической сфере, особенно резонансный проект по трехсторонней кооперации в газовой сфере.
«Очевидно, что, если сбросить геополитическую пену, то этот проект интересен всем участникам. В РФ образуется избыток ресурсов из-за сокращения поставок на Запад, а Узбекистану требуется расширение электрогенерации для реализации планов модернизации экономики. В этом же контексте вполне естественна кооперация в атомной энергетике и строительство АЭС на узбекской территории», – заметил он.
По словам Борисова, в легкой промышленности имеются вполне рабочие сценарии для промышленной кооперации в текстильной отрасли. На фоне бойкота западных брендов в России возрос спрос на развитие собственного производства, начиная от дизайна, выбора сырья и тканей, до пошива готовых изделий. Поэтому, добавил эксперт, здесь точно есть место для российско-узбекистанского сотрудничества.
«В целом можно отметить, что экономики России и Узбекистана обладают высоким коэффициентом взаимодополнения, где в случае осмысленного встречного движения можно получить качественный мультипликативный эффект. Другими словами – нам по пути. Более того, в 2021 году была подписана комплексная программа экономического сотрудничества между правительствами двух стран на 2022 – 2026 годы. Очевидно, что нужно сосредоточиться на имплементации достигнутых договоренностей», – заключил Денис Борисов.