Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Экономике Узбекистана мешают развиваться ряд проблем, среди которых отсутствие институциональных реформ, обеднение населения, недоинвестирование, дисбаланс между промышленностью и сельским хозяйством, считает общественный деятель, публицист и писатель Исмат Кучиев.
По его словам, в стране все еще используется «ручное управление», основанное на отраслевой ответственности конкретных министерств и ведомств. Данный режим работы напоминает «авральный», когда то там, то здесь возникают различные экономические и социальные проблемы, которые необходимо решать в срочном порядке, мобилизуя значительные ресурсы, ломая существующие, сложившиеся механизмы работы.
– Новейшая история Узбекистана, как независимого государства, насчитывает не так уж и много лет. Всего лишь 31 августа 1991 года Узбекистан обрел независимость и самостоятельность.
С первых же дней своего существования Узбекистан провозгласил курс на проведение рыночных реформ и построения демократического правового государства, продекларировав собственную «узбекскую модель» развития, основой которой стали пять незыблемых принципов. А именно: деидеологизация экономики и ее независимость от политики, государство как главный реформатор, верховенство закона, справедливая социальная политика, последовательность и поэтапность осуществляемых реформ.
Первый этап реформ был направлен в основном на выстраивание добрососедских отношений Узбекистана с зарубежными странами. Был выбран курс на политику открытых дверей для зарубежного капитала, начала действовать программа приватизации. Экономике Узбекистана удалось добиться значительных успехов в институциональной реформе, как в области создания благоприятных условий для предпринимательства, так и в повышении качества различных рыночных институтов. Доказательством этого является положительная динамика основных макроэкономических показателей.
Были приняты меры к искоренению обычаев, относящихся к пережиткам прошлого и устранены самые острые проблемы с правами человека, которые неоднократно подвергались жесткой критике, в частности, детский и принудительный труд на хлопковых полях, а также пытки в пенитенциарной системе Узбекистана.
Однако в 1996 году курс государства был изменен и направлен в сторону усиления государственного присутствия в экономике и импортозамещении. Результат не замедлил сказаться. Уровень экономической эффективности и темпы экономического роста остановились на уровне 8-9%, выросли показатели незанятости населения и внешней трудовой миграции. Проблема коррупции все чаще стала темой для обсуждения в СМИ.
После вступления в должность Шавката Мирзиёева начался курс частичной либерализации, были проведены изменения в системах МВД и вооруженных сил, спецслужб, в образовании, экономике и кадровой политике республики
Молодое узбекское государство, унаследовавшее все признаки тоталитарной коммунистической системы и ранее стоявшее на позициях изоляционизма, сумело полностью пересмотреть свою внешнюю политику и взяло курс на установление дружеских связей как с соседними государствами, так и с дальними странами. Сегодня республика имеет торгово-экономические отношения более чем с 80 странами мира. Удалось повысить темпы развития экспорта и импорта. В отдельные годы их прирост достигал 20-30%.
Узбекистан возложил на себя роль лидера в отдельных и важных вопросах, например таких как, поставка электроэнергии в Афганистан. Ширится объем инвестиций, в стране наблюдается экономический рост, неуклонно растет ВВП, развивается международный туризм. По сравнению с прошлым годом выручка от туризма увеличилась почти в четыре раза.
Значительно расширился строительный сектор. За последние годы в Узбекистане в эксплуатацию введено несколько стратегически важных объектов инфраструктуры – например, кольцевая надземная линия метро. А жилищное строительство, по прогнозам экспертов, и вовсе может стать одним из драйверов экономики страны. Так, в марте 2021 года президент Шавкат Мирзиёев объявил о старте масштабной программы жилищного строительства во всех регионах Узбекистана. Суммарный объем ее финансирования составляет около 1,1 млрд долларов.
«Строительная отрасль стала одним из важных драйверов экономики», – заявил Шавкат Мирзиёев в послании парламенту Узбекистана.
Хоть и медленно, но неуклонно растут показатели в таких отраслях, как сельское хозяйство, обувная и текстильная, трикотажная, фармацевтическая, пищевая, электротехническая промышленность, производство строительных материалов.
Вместе с тем в Узбекистане остается еще много нерешенных проблем. По-прежнему сохраняется присутствие государства в экономике, слабо защищены права собственников, слабо развивается малый бизнес. Нет сбалансированного социально-экономического развития регионов, районов и городов, активного привлечения инвестиций в отрасли экономики и регионы не наблюдается существенного продвижения.
Какие проблемы являются причиной замедления продвижения реформ? Прежде всего, институциональные. Вместо серьезной работы над отраслевыми балансами производства и потребления, инструментами моделирования влияния различных решений на все отрасли экономики и жизнедеятельности, в экономике все еще используется «ручное управление», основанное на отраслевой ответственности конкретных министерств и ведомств. Данный режим работы напоминает «авральный», когда то там, то здесь возникают различные экономические и социальные проблемы, которые необходимо решать в срочном порядке, мобилизуя значительные ресурсы, ломая существующие, сложившиеся механизмы работы.
Вторая проблема экономики Узбекистана состоит в том, что еще не накоплен достаточный объем капитала, необходимый для осуществления расширенного воспроизводства. Крупные инвесторы сотрудничают со структурами, аффилированными с властью, а частный капитал в основном недостаточно самостоятелен. Достаточно редко можно встретить местного инвестора, который смог бы выделить хотя бы 100 тысяч долларов США коренного обновления модели бизнеса или для технического переоборудования.
Из-за отсутствия возможности льготного кредитования и по причине невысокой рентабельности бизнеса большинство небольших предприятий не имеет возможности заменять и модернизировать производство, использовать достижения цифровых технологий, внедрять наукоемкие разработки.
Третья проблема – возрастающая дисбалансированность развития сельского хозяйства и промышленности. Принятые меры по ликвидации монополии хлопка привели к тому, что в последние годы десятки тысяч гектаров земли перепрофилированы под производство овощей, фруктов и технические культуры: табак, кенаф, масличные.
Только за 1991-2000 годы посевные площади под хлопчатником были сокращены более чем на 400 тысяч га, а посевные площади, занятые под зерновыми культурами, увеличены с 1079,9 до 1614 тысяч га. Но промышленность Узбекистана пока еще недостаточно подготовлена к переработке и консервации производимой в Узбекистане сельхозпродукции.
Каждый год наблюдается сезонный ажиотаж из-за дефицита основной сельской продукции: картофеля, мяса, лука, моркови и других. По причине нестабильности доходов многие сельские производители теряют доходы и вынуждены отказаться от наемных работников, что приводит к оттоку молодежи в город или трудовой миграции в другие страны, прежде всего в Россию.
Четвертая проблема – огромные по величине масштабы бедности, о которой говорил президент Узбекистана в 2019 году. Количество людей, доходы которых в конце 2019 года были ниже установленного порога бедности в 1,7 доллара в день, составляли 5-6 миллиона человек. В настоящее время, в связи с COVID-19 и последующим ухудшением экономики, количество бедных увеличилось до 10 миллионов человек. Это составляет почти одну треть всех жителей страны.
Растущее обеднение населения все больше и больше подрывает бюджет страны. В настоящее время для поддержки малоимущих слоев населения предусмотрены 4 вида выплат и пособий. В связи с антиковидными мероприятиями и увеличением количества получателей пособия бюджетные затраты будут только возрастать.
Пятая проблема – у населения Узбекистана нет возможности влиять на происходящие в стране события. В республике так и не появился действенный механизм общественного контроля, сохраняются жесткая властная вертикаль и высокий уровень коррупции. О ее масштабах говорит список имен и фамилий «инвесторов», которые выигрывают различные тендеры на приватизацию или на операционное управление объектов государственной собственности, имеющей многомиллионную стоимость. При оглашении этого списка всегда можно с уверенностью сказать, кто именно является конечным бенефициаром компаний, представляющих тех или иных «иностранных инвесторов».
Но не все так безнадежно и плохо. При относительно успешной реализации хотя бы части необходимых реформ, есть надежда на формирование более действенных инклюзивных рыночных институтов, на создание условий для устойчивого экономического развития, формирование среднего класса и гражданского общества. Средний класс и гражданское общество в будущем должны стать социальной опорой для дальнейших экономических, правовых и политических реформ.
Движению в сторону рыночной экономики могли бы способствовать следующие меры:
1. Существует большая проблема в том, что не все чиновники на местах готовы самостоятельно принимать решения. Многие из них работают с оглядкой на центр, боясь ответственности. Если чиновник боится принимать решение, значит данная должность не его уровень и с такими кадрами нужно прощаться.
2. Широко распространенное мнение о высоком уровне коррупции в судебных и правоохранительных органах подрывает доверие к власти. Искоренение коррупции помогло бы существенно улучшить инвестиционный климат. Необходимо принять надежную правовую основу для защиты информаторов, включая процедуры представления, рассмотрения и принятия мер по сообщениям о случаях коррупционных преступлений, а также для стимулирования таких сообщений.
3. Разработать программу по созданию рабочих мест и борьбы с бедностью в каждом населенном пункте.
4. Необходимо разработать этический кодекс блогера с регистрацией в Минюсте, ввести лицензирование их деятельности и приравнять по статусу к средствам массовой информации.
5. Необходимо провести ревизию нормативной базы всех ведомств и министерств, с целью приведения ее в соответствие с законодательством и Конституцией, а также создать действенные механизмы общественного контроля за судебной системой и работой государственных органов власти.
Данный перечень предложений является лишь примерным и его нельзя рассматривать как исчерпывающий. Вопросы по реформированию экономики Узбекистана находятся в стадии разработки и дальнейшие предложения будут представлены в следующей статье.