Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. В ходе налоговой реформы были допущены серьезные ошибки. Если вести отсчет со дня действия нового Налогового кодекса – с 1 января 2020 года, то идет уже третий год налоговой реформы. Беспокоит то, что допущенные ошибки не осознаны, не признаны, более того – преподносятся как достижения, пишет кандидат экономических наук Фархад Курбанбаев.
По его словам, во многих торговых точках для продавцов наличный платеж – по-прежнему более «приятная» форма расчета. На базарах по-прежнему зазывают: «доллар, тилла оламиз»… Так и хочется спросить у экономических реформаторов: как же так, неужели Вы этого хотели?
Предлагаем вам ознакомиться с полной версией статьи Фархада Курбанбаева.
– В ходе реформ последних лет наиболее существенные изменения произошли в двух сферах – валютной и налоговой. Однако, эти изменения пока не обеспечили достижение цели экономических реформ – не создали эффективный механизм функционирования экономики, благоприятные условия для легального, созидательного, социально ответственного предпринимательства.
На мой взгляд, в ходе налоговой реформы одна неэффективная система была заменена другой неэффективной системой. Действия наших высших экономических органов – Минэкономики, Минфина и Центрального банка напоминают случай, когда говорят: быстро все поменяли, но все осталось по-старому.
Цифровые программы налоговых органов недостаточно учитывают нюансы реальной бизнес-деятельности, используются в большей степени как средство выполнения прогноза поступлений, а не как эффективный и удобный инструмент контроля исполнения налогового законодательства. Во многих торговых точках для продавцов наличный платеж – по-прежнему более «приятная» форма расчета. На базарах по-прежнему зазывают: «доллар, тилла оламиз»… Так и хочется спросить у представителей вышеназванных органов – экономических реформаторов: как же так, неужели Вы этого хотели?
В ходе налоговой реформы допущены серьезные ошибки. Если вести отсчет со дня действия нового Налогового кодекса – с 1 января 2020 года, то идет уже третий год налоговой реформы. Беспокоит то, что допущенные ошибки не осознаны, не признаны, более того – преподносятся как достижения… Например:
Ошибка первая – введение плоской низкой шкалы подоходного налога.
Вспомним: до 2018 года включительно в нашей стране действовала прогрессивная шкала. На 2018 год она была следующей:
Облагаемый доход
|
Ставка налога
|
||
до однократного размера минимальной заработной платы (МРЗП) (до 172240 сум) |
0 % |
||
от 1 до 5-кратного МРЗП (от 172241 до 861200 сум) |
7,5 % |
||
от 5 до 10-кратного МРЗП (от 861201до 1722400 сум) |
16,5 % |
||
Свыше 10-кратного МРЗП (свыше 1722400 сум) |
22,5 % |
||
Как видим, до 2018 года действовал даже необлагаемый минимум в размере 1 МРЗП. Но он был формальным. Фактически же на весь заработок физических лиц, включая и однократный размер МРЗП, в дополнение к подоходному налогу накладывались еще и страховые взносы в Пенсионный фонд в размере 8%. Таким образом, фактически ставки подоходного налога по прогрессивной шкале составляли 8%, 15,5 %, 24,5% и 30,5%, а необлагаемый минимум отсутствовал.
При такой прогрессивной шкале с учетом единого социального платежа в размере 15% для малых и 25% для крупных предприятий при выдаче работнику на руки от 1 до 3 млн сумов зарплаты на тысячи сумов необходимо было заплатить налоги на труд: в малых предприятиях от 385 до 548 сумов налога, а в крупных предприятиях от 506 до 682 сумов.
Такое положение все больше и больше загоняло бизнес в тень. И вот с 2019 года наступило резкое облегчение: установлена плоская (то есть вне зависимости от суммы зарплаты единая для всех) 12%-ная ставка подоходного налога и такой же 12%-ный единый социальный платеж. При этом на 1000 сумов на руки работнику приходится лишь 273 сума налогов на труд.
Введение плоской 12%-ной шкалы подоходного налога было явным перегибом. При этом низкооплачиваемые выиграли незначительно, а высокооплачиваемые получили существенные прибавки: у получающего 1 млн сумов подоходный налог уменьшился на 2 процентных пункта, он выиграл лишь 19795 сумов; кто получал в два раза больше – 2 млн сумов, налог уменьшился на 7,2 процентных пункта, сумма выигрыша составила 144577 сумов; у получающего 3 млн сумов налог уменьшился на 10,9 процентных пункта, он выиграл 326929 сумов и т.д.
Проблема высоких налогов на труд должна была быть решена введением необлагаемого минимума, приближенного к стоимости минимальной потребительской корзины (прожиточного минимума) и увеличением сумм порогов применения более высоких ставок.
Например, можно было ввести такую шкалу:
Облагаемый доход, сум
|
Ставка налога
|
до 1 000 000 |
0 % |
от 1 000 001 до 2 000 000 |
7,5 % |
от 2 000 001 до 4 000 000 |
16,5 % |
от 4 000 001 до 6 000 000 |
22,5 % |
свыше 6 000 000 |
30 % |
Это один из возможных вариантов. На основе детального анализа уровня дифференциации заработной платы работающих – плательщиков подоходного налога, пороговые суммы и ставки можно корректировать как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, исходя из соображений целесообразности сохранения общего уровня поступлений в бюджет.
Для такого анализа интересными представляются данные Министерства финансов, периодически публикуемые в составе сведений о предварительных итогах исполнения Госбюджета страны. В этих данных приводится количество плательщиков подоходного налога и их численность по группам в зависимости от уровня зарплаты.
Так, в ноябре 2021 года (это последние, наиболее «свежие» данные) количество плательщиков налога с заработной платы составило 4 685,9 тыс. человек (почему так мало при 35 миллионном населении – это отдельный вопрос, не рассматриваемый в данной статье), в том числе с размером месячного оклада: до 1 млн сумов – 1 616,8 тыс. человек; от 1 до 2 млн сумов – 1 130,1 тыс. человек; от 2 до 4 млн сумов – 1 157,4 тыс. человек, от 4 до 5 млн сумов – 268,4; свыше 5 млн сумов – 513,2 тыс. человек.
Расчеты с приложением к этим фактическим данным приведенной выше прогрессивной шкалы показывают, что у основной массы плательщиков налоговая нагрузка снизилась бы: 34,5% плательщиков вообще были бы освобождены от подоходного налога, а у 54,5% она снизилась бы.
И лишь у 11% плательщиков подоходный налог увеличился бы. По нашим расчетам, среднемесячная зарплата самой высокооплачиваемой группы составила примерно 8 422 000 сумов. При рассматриваемом варианте прогрессивной шкалы фактическая ставка у этой группы выросла бы с 12 до 20%, сумма этого увеличения составила бы 646 тыс. сумов.
Что можно сказать про такой рост подоходного налога для высокооплачиваемых?
Во-первых, на мой взгляд, такое увеличение не такое уж значительное для этой группы.
Во-вторых – и это самое главное, как говорится, Nota bene! – при изначальном введении такой прогрессивной шкалы с 2019 года выиграли все! Даже у самых высокооплачиваемых произошло бы существенное снижение подоходного налога. Например, для получающего 20 млн сумов ставка налога снизилась бы с 29,4 до 25,3% – на 817 тыс. сумов! Довольны были бы все!
Так давайте же исправим ошибку и введем такую прогрессивную шкалу, которая с позиции 2018 года будет выгодна для всех плательщиков подоходного налога!
В подавляющем большинстве стран применяется прогрессивная ставка налога на зарплату, при котором по мере роста зарплаты растет и ставка налога. При этом, разумеется, повышенная ставка применяется не ко всей сумме, а на сумму превышения. Максимальная ставка подоходного налога составляет в Германии 45, Японии – 50, США –39,6, Китае – 45 Индии – 31,5, Австралии – 47, Иране – 35 процентов.
Количество стран, в которых применяется плоская шкала, не превышает количества пальцев на руках. В их числе Казахстан и Россия, в которых вопрос перехода на прогрессивную шкалу или сохранения плоской активно дискутируется.
Не наш пример. Но из страны, с которой скопировали: