Пятница, 29 ноября, 2024

Узбекистан и индекс демократии. Что нужно сделать для того, чтобы стать лучше?

Это интересно

Узбекистан и индекс демократии. Что нужно сделать для того, чтобы стать лучше?

Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Международный эксперт, политолог и основатель ННО «Институт демократии и прав человека» Маъруф Усманов проанализировал положение Узбекистана в «Индексе демократии» от британской Economist Intelligence Unit, выделив ключевые моменты, работа над которыми позволит республике в короткие сроки улучшить свое положение в этом рейтинге.  

По его словам, чем выше будет этот рейтинг, тем лучше будет уровень инвестиционной привлекательности страны, проще взаимодействие с международными политическими и финансовыми институтами, а также активнее гуманитарные отношения с мировым сообществом.

– Я хочу порассуждать о таком чувствительном и неоднозначном в системе рейтингов – «Индексе демократии».

Индекс демократии (Democracy Index) – это рейтинг 167 стран мира по уровню развития демократии и разработанная для него классификация политических режимов, составляемый британской компанией Economist Intelligence Unit

При составлении классификации учитываются 60 разных показателей, сгруппированных по 5 категориям: выборы и плюрализм, гражданские свободы, деятельность правительства, политическая ангажированность населения и политическая культура. Впервые индекс был составлен в 2006 году, дополнялся в 2008, 2010 и последующих годах.

Узбекистан занял 150-е место в последнем опубликованном «Индексе демократии» от Economist Intelligence Unit. В стране, по мнению исследовательской организации, не зафиксировано изменений в ситуации с демократией, она остается в группе «авторитарных режимов».

По мнению составителей рейтинга, ситуация с демократией в Узбекистане не изменилась по сравнению с прошлым годом – страна вновь набрала 2,12 балла. Эксперты оценили качество избирательного процесса и плюрализма в 0,08 балла из 10, деятельность правительства – в 1,86 балла, политическое участие – в 2,78 балла, политическую культуру – в 5 баллов и гражданские свободы – в 0,88 балла. Те же показатели были у Узбекистана и в 2020 году, хотя страна тогда и поднялась на несколько позиций в общем списке.

В регионе Восточная Европа (входят 28 государств) Узбекистан остался на 26-м месте, как и в прошлом году. Ниже по-прежнему только Таджикистан (157-й в мире) и Туркменистан (162). Казахстан вновь занял 23-ю строчку (128-я позиция в общемировом рейтинге), а Кыргызстан – 21-ю (115). В этом году Кыргызстан, на протяжении нескольких лет считавшийся «гибридным режимом», опустился в группу «авторитарных» государств.

В целом, в регионе до сих пор нет стран с «полной демократией»: из 28 государств 16 являются «несовершенными демократиями» (восточные страны-члены ЕС и большая часть западных Балкан), 4 – «гибридными режимами» (Армения, Босния и Герцеговина, Грузия и Украина) и 8 – «авторитарными режимами» (Азербайджан, Беларусь, Россия и все страны Центральной Азии).

В докладе отмечается, что в большинстве государств региона зафиксировано снижение показателей и ни в одной стране нет улучшения.

В мире на первом месте рейтинга несколько лет подряд остается Норвегия, получившая 9,75 балла. В пятерку вошли Новая Зеландия (9,37), Финляндия (9,27), Швеция (9,26) и Исландия (9,18).

Нужно понять, что от того насколько выше рейтинг, настолько будет выше инвестиционная привлекательность страны, взаимодействие с международными политическими и финансовыми институтами, правовое взаимодействие с зарубежными коллегами, гуманитарные отношения с мировым сообществом!

1. Избирательный процесс и плюрализм

В настоящее время в нашей стране:

  • принят Избирательный Кодекс, Единый электронный список избирателей, увеличено число доверенных лиц кандидатов, внедрен уведомительный порядок для массовых собраний, митингов и шествий, организуемых политическими партиями в ходе выборов, повышена электоральная культура населения, налажена деятельность института иностранных наблюдателей на постоянной основе в целях обеспечения эффективной оценки функционирования демократических институтов в государствах-членах ООН, ОБСЕ- БДИПЧ ,СНГ, ШОС и ОТС, усилена судебная защита избирательных прав граждан.

Предложения по его улучшению:

  • Многодневное, электронное (машины) и онлайн голосование, оборудование всех избирательных участков веб-камерами, обширное внедрение в процедуры, удобные для лиц с инвалидностью, методов (азбука Брайля в бюллетенях, подъезды и кабины для колясочников, сурдоперевода и электронные титры на выборных мероприятиях и в СМИ), увеличение числа доверенных лиц и наблюдателей, расширение рамок общественного мониторинга, в том числе дистанционного, процесса голосования, обеспечение доступа к голосованию всех категорий лиц, имеющих ограничения свободы, внедрение механизма экзитполов, введение в избирательных бюллетенях опции «голосование против всех», постепенный переход от мажоритарной к пропорциональной или смешанной системе избрания парламента и нижестоящих представительных органов власти

2. Деятельность правительства

В настоящее время в нашей стране:

  • Есть понимание, что под деятельностью правительства следует понимать не только функционирование Кабинета Министров, но и министерств-ведомств, а также органов государственной власти на местах. Их деятельность регулируется от Основного закона до нормативно-правовых актов, закрепился инструмент регулярной отчетности перед представительными органами, взаимодействия с другими ветвями власти, появились общественные советы в ведомствах, принят и вступил в силу специальный закон «О государственной гражданской службе», разрабатывается проекты документов о морально-нравственном состоянии госслужащих, появился омбудсмен по правам бизнеса

Предложения по его улучшению:

  • Необходима большая транспарентность деятельности правительства (существует правительственный портал, но информации, касающейся непосредственной деятельности Кабинета Министров (как членов правительства, так и аппарата) мало, ссылки на всех четырех языках неактивны, кто является пресс-секретарем (последний был Ш.Кудратхужа – нынешний ректор Университета журналистики и СМИ) неизвестно, нет брифингов и сообщений по злободневным вопросам, к примеру, по внедрению мер по пандемии). Нужно создать институт представителя правительства в парламенте для оперативного реагирования по принятым законам и решениям, а также в судебных органах, активно развивать на принципах социального партнерства взаимодействие с частным сектором, состав правительства должен быть инклюзивным (выдержан гендерный, национальный, партийный и социальный состав, к примеру, в нижней палате парламента один из вице-спикеров инвалид по зрению). Каждый представитель исполнительной ветви власти должен придерживаться принципов народовластия, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина, нормативное и институциональное принятие эффективных антикоррупционных мер (транспарентное расследование конфликтов интересов и тотальное налоговое декларирование доходов-расходов госслужащих), принятие законов, регулирующих госслужбу представительных, специальных и силовых структурах.

3. Политическое участие

В настоящее время в нашей стране:

  • В нашем обществе и политическом секторе страны пришло понимание о том, что политическое участие (participation) – означает деятельность граждан, направленную на выбор политиков, а также принятие и претворение в жизнь политических решений.

  • Расширяются мотивы политического участия: борьба с бедностью, повышение уровня благосостояния (железные, женские и молодежные тетради), гуманистические мотивы, стремление к совершенствованию социальной и политической системы – продвижение экологической политики, борьба с браконьерами, соблюдение – моратория по вырубке деревьев, создание зеленого пояса, охрана животных, стремление к достижению социального равенства и возможностей в предпринимательстве и гендерном балансе.

Предложения по его улучшению:

  • Дальнейшая либерализация и трансформация (дополнения и изменения, такие как лоббирование и финансирование) законодательства об организации политических структур (партий), упрощение процедур проведения общественно-политических мероприятий, работа с молодежью (создание при всех представительных органах «молодежных кенгашей» по аналогии молодежного парламента, преподавание во всех средних и высших учебных заведениях курсов основ политологии, поощрение движения волонтерства, создание и трансляция социально-политических роликов и циклов передач в СМИ, мотивирующие электоральное поведение граждан, проведение объективных и высоко-достоверных изучений общественного мнения по предмет политических предпочтений и принятых решений.

4. Политическая культура

В настоящее время в нашей стране:

  • В обществе и системе государственного строительства есть осознание того, что в целом, политическую культуру можно разделить на три уровня: познавательный, нравственный и поведенческий. Поэтому в Узбекистане в политических партиях, системе преподавания политологии начали выделять знания, опыт, политическое сознание и мышление. На нравственном уровне находят свое отражение наработанные за 30 лет политические ценности, нормы, совокупность традиций, обычаев и общих направленностей для населяющих более 130 наций и народностей представителей той или иной культуры. На уровне поведения выделяется непосредственно политическое поведение, а также все, что на него влияет: мотивы, установки и другое, что ярко проявляется на деятельности депутатов всех уровней и блогеров, активности в социальных сетях граждан страны

  • Культура участия характеризуется активностью. К гражданам Узбекистана пришло понимание, что они вправе влиять на власть, они осуществляют это «вмешательство», участвуя в выборах, в деятельности партий, ННО. При такой классификации узбекистанское общество пришло к выводу, что демократия – это тот идеальный режим, который должен быть принят за образец. Поэтому не только все политические партии, но и блогеры, а также различные политические центры помимо сайтов, имеют широкую периферию в социальных сетях и мессенджерах.

Предложения по его улучшению:

  • Мотивация гражданского общества, выражающаяся в ресурсной и нормативной поддержке деятельности ННО и политических клубов молодежи, женщин, экологов, стимулирование СМИ политических партий и специализирующихся на обзорах внутренней и внешней политики, мониторинг деятельности политических партий в вопросах государственного и общественного строительства, содействие в обучении функционеров, активистов и электората отечественных политических партий по вопросам межпартийных контактов, политического и культурно-гуманитарного сотрудничества, зарубежной политической практике, поощрение и координация деятельности блогеров и граффити в направлении привития цивилизованной политической культуры.

5. Гражданские свободы

В настоящее время в нашей стране:

  • В Узбекистане есть понимание того, что гражданские и политические права – один из двух общих видов всемирно признанных прав человека. Они обеспечивают защиту государства (например, право на справедливый процесс, презумпцию невиновности, свободу слова) и требуют, чтобы государство предоставляло определенные юридические и политические возможности (например, право голоса, право на справедливый суд присяжных). Эти права изложены в Международном пакте о гражданских и политических правах и в статьях 1-21 Всеобщей декларации прав человека. В Конституции Узбекистана закреплен комплекс личных прав и свобод.

  • Узбекистан присоединился к более 80 международным документам по правам человека, в том числе 6 основным договорам и 4 факультативным протоколам ООН и на постоянной основе представляет в Совет по правам человека и договорные комитеты ООН национальные доклады по их выполнению. Большинство общепризнанных норм в сфере прав человека имплементированы и национальное законодательство. Разработаны превентивные механизмы противодействия нарушениям прав человека.

Предложения по его улучшению:

  • Продолжить изучение и присоединение к международным конвенциям и другим нормативно-правовым актам в сфере обеспечения и поощрения прав человека, а также внедрение их положений в законодательство Узбекистана, расширять число национальных институтов по обеспечению прав человека с созданием их представительств в регионах страны, развивать систему гражданского контроля в силовых и правоохранительных структурах, активизировать деятельность Общественной палаты и ее подразделений в территориях.

Учет и внедрения этих предложений, по моему мнению, сможет кардинально повысить величину этого индекса по Узбекистану в обозримом будущем.

Источник: www.podrobno.uz

Новое на сайте

Другие подобные статьи