Суд аннулировал лицензию частной клиники Intermed Innovation. По данным Минздрава, компания занималась медицинской деятельностью в семейной поликлинике № 3 в Чирчике без разрешительных документов. Мы поговорили с директором клиники Intermed Innovation Олегом Живетиным о том, законно ли решение суда и возможен ли здесь конфликт интересов?
– Действительно ли у вашей компании не было необходимых разрешительных документов?
– Конечно, нет. Мы бы никогда не начали подобной деятельности, не имея разрешительных документов. С самого начала работы в государственных поликлиниках у нас была действующая лицензия на осуществление медицинской деятельности. Мы заключили соответствующее соглашение с Минздравом в сентябре 2021 года. Его лично подписал нынешний министр здравоохранения Амрилло Иноятов, который на тот момент занимал пост первого замглавы Минздрава. В приложении операторского соглашения перечислены все 178 государственных поликлиник Ташкента и Ташкентской области, прикрепленные к проекту, в том числе семейная поликлиника № 3 города Чирчика, в которой нам разрешено заниматься лабораторной деятельностью.
Вот несколько подтверждающих документов: приказ тогдашнего министра здравоохранения Абдухакима Хаджибаева № 237 от 24.09.2021 года «О мерах по реализации проекта создания централизованной клинико-диагностической лаборатории на основе государственно-частного партнерства», приказ бывшего министра здравоохранения Бехзода Мусаева № 02 от 07.01.2022 года «О совершенствовании деятельности лабораторий медицинских учреждений первичного звена города Ташкента и Ташкентской области», в котором написано, что Intermed Innovation поручено ускорить с 1 квартала 2022 года начало лабораторной деятельности в 178 государственных поликлиниках города Ташкента и Ташкентской области, прикрепленных к проекту.
Также приказом № 2 начальника Главного управления здравоохранения Ташкента Анвара Алимова от 08.01.2022 года и приказом № 5 начальника управления здравоохранения Ташобласти Т. Арзикулова от 08.01.2022 года Оператору разрешено начать с 1 квартала 2022 года лабораторную деятельность в 178 государственных поликлиниках города Ташкента и Ташкентской области, прикрепленных к проекту.
– С чем связано решение о лишении лицензии Intermed Innovation?
– Формальная причина подачи иска со стороны Минздрава – невключение адреса семейной поликлиники № 3 в Чирчике в единую лицензию Оператора. Однако эта поликлиника прикреплена к проекту государственно-частного партнерства с 2021 года приказами министра здравоохранения № 237 от 24.09.2021 года и № 02 от 07.01.2022 года, Концессионным договором и операторским соглашением. Заместитель министра здравоохранения У. Собиров не мог не знать о наличии разрешительных документов проекта ГЧП, в соответствии с которыми работы по оснащению поликлиник медицинской техникой начались еще в 2021 году, а непосредственно лабораторная деятельность, запрет на которую не был наложен на момент начала деятельности в государственных поликлиниках, – в феврале 2022 года.
Мы еще раз хотим подчеркнуть: штраф был наложен не по причине нарушения стандартов лабораторного забора или анализа, что было бы объяснимо, а по причине невключения адреса семейной поликлиники № 3 города Чирчика в единую лицензию Оператора. При этом мы неоднократно с 2022 года запрашивали у Минздрава переоформление действующей лицензии, за которое отвечает сам же господин У. Собиров. Однако мы все время получали отказ по формальным причинам.
С момента запуска проекта в 2021 году клиника Intermed Innovation не получила от Минздрава ни одной официальной претензии или указания о нарушении медицинских стандартов лабораторной диагностики, забора крови, отсутствия необходимой медтехники или оборудования в лабораториях государственных поликлиник.
– Считаете ли вы решение о лишении вас лицензии законным?
– Мы не можем обсуждать законность решений, вынесенных судом. Однако мы считаем это решение несправедливым. К сожалению, суд даже не рассмотрел и не принял во внимание наличие подписанных соглашений с Минздравом, ряд приказов Минздрава, Горздрава, Облздрава и других проектных документов. Данный вопрос, на мой взгляд, должен был рассматриваться комплексно, учитывая всю хронологию принятия решений в рамках проекта. Очень жаль, что можно вот так одномоментно остановить такой важный социальный государственный проект.
– Какие последствия для вашей компании означает данное решение?
– Мы оказались в очень сложной ситуации. Безусловно, наша компания несет значительные финансовые и репутационные потери. Все оборудование стоимостью в несколько миллионов долларов, закупленное специально для проекта, сейчас простаивает. Все заборные пункты биоматериалов в 178 поликлиниках города Ташкента и Ташкентской области были оснащены компьютерной и организационной техникой, мебелью, холодильниками, медицинским оборудованием и инвентарем. В каждую поликлинику был проведен высокоскоростной интернет по технологии GPON, установлены современная информационная лабораторная система (ЛИС), а также камеры видеонаблюдения. Все это стоит огромных денег.
Кроме того, более 400 сотрудников лабораторий остались без работы, что приводит к их справедливому возмущению. Закупленные реагентные материалы на сотни тысяч долларов для проведения лабораторных анализов для населения выходят за пределы сроков своего действия и портятся на складах без использования. Пострадала и репутация нашей компании, успешно работающей на рынке Узбекистана с 2010 года.
– Почему, на ваш взгляд, произошла такая ситуация?
– Не хотелось бы кого-то конкретно публично обвинять. Решение остается за справедливым судом и общественностью. В данной ситуации, вероятнее всего, присутствуют личные интересы. У нас уже возникали конфликтные ситуации в самом начале реализации проекта, о чем писали многие СМИ. Вызывает недоумение и уместный вопрос, почему наш государственный партнер – Министерство здравоохранения – с начала этого года не провел ни одной встречи с нами на уровне министра или ответственного заместителя министра? Для решения всех организационных вопросов по проекту операторским соглашением предусмотрен созыв Управляющего комитета, утвержденный приказом министра здравоохранения № 02 от 07.02.2022 года на регулярной основе.
С начала этого года мы официально направили шесть обращений в Минздрав с просьбой созвать Управляющий комитет для обсуждения всех операционных вопросов. Однако наши обращения игнорировались и так и остались без ответа. Представители нашей компании неоднократно приходили в Минздрав в целях проведения личной встречи с министром либо ответственным заместителем министра. К сожалению, все встречи по тем или иным причинам не состоялись. Как можно реализовывать такой большой проект, не имея возможности встречаться и обсуждать все вопросы?
Также хотелось бы обратить внимание на периодические вбросы информации, касающиеся деятельности нашей компании. В частности, совсем недавно после вынесения решения суда первой инстанции о лишении нас лицензии в Телеграм-канале ELTUZ появилась очень «интересная» статья, якобы разоблачающая нашу деятельность. Там приводится абсолютно недостоверная и ложная информация о якобы наших связях с какими-то олигархами и чиновниками, о наших баснословных доходах. Но самое интересное, что автор статьи ссылается при этом на то, что данная информация получена от неких источников в Минздраве! Дальше, как говорится, – думайте сами, решайте сами.
К сожалению, мы не можем привлечь к ответственности авторов данной статьи и узнать тот самый источник в Минздраве, так как ELTUZ не зарегистрирован в Узбекистане, его сервер находится за рубежом.
– Что вы планируете делать дальше?
– Мы с прошлого месяца обращаемся в соответствующие контролирующие органы для дачи правовой оценки действиям должностных лиц Министерства здравоохранения, совершенным в отношении клиники Intermed Innovation и нашего проекта ГЧП, утвержденного Кабинетом министров и президентом Узбекистана. Безусловно, мы хотим восстановить честь и репутацию нашей компании и будем добиваться справедливого решения в судах Высшей инстанции. Мы готовы к любым переговорам и встречам для обсуждения всех вопросов, связанных с реализацией проекта.