Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Аномальные холода, пришедшие в страну этой зимой, в очередной раз подчеркнули проблемы, которые копились долгие годы в энергетической системе Узбекистана. Газа не хватает, в стране вводятся отключения электричества, газовые заправки работают считаные часы. Изменится ли к лучшему эта ситуация в будущем году однозначно сказать сложно. Скорее всего, при текущем отношении чиновников к проблеме все может только усугубиться.
Что делать в этой ситуации? По словам известного общественного деятеля, члена союза писателей Узбекистана и Беларуси Исмата Кучиева, сейчас необходимо сконцентрироваться на четырех основных направлениях, которые позволят выправить ситуацию. При этом важно спокойно обсуждать все проблемы с народом, советоваться, принимать своевременные решения, следить за качеством и скоростью их выполнения, чтобы обещания не оставались не реализованными, считает он.
– В Узбекистане произошел очередной энергетический коллапс, несмотря на то, что руководство страны ежегодно принимает активные меры по разрешению кризиса. Ситуация осложняется тем обстоятельством, что проблемы в данном секторе экономики копились с 1990-х годов, а принимаемые меры не имели комплексного и системного характера, поскольку позволяли лишь частично и точечно урегулировать те или иные острые вопросы.
Серьезными препятствиями на пути преодоления проблем в энергетическом секторе являются коррупционные проявления и различные злоупотребления должностными обязанностями, которые наблюдаются повсеместно, начиная с рядовых инженеров и заканчивая государственными служащими, занимающими высокие посты в органах власти.
Безусловно, мне неизвестны детали организации функционирования энергетического сектора, поскольку отсутствует профильное образование и квалификация, однако, как гражданин Узбекистана, безусловно осведомлен о проблеме устаревшего оборудования и подстанций по всей стране. В настоящее время при строительстве и вводе в эксплуатацию новых домов, к сожалению, не учитывается необходимость одновременного возведения и вспомогательных инфраструктурных объектов, которые обеспечивают подведение и обслуживание водопроводных, электрических и канализационных систем.
В связи с тем, что в Узбекистане снова произошел энергетический коллапс, предлагаю предпринять следующие меры по решению накопившихся в данном секторе проблем:
1. Провести на всей территории Узбекистана полную ревизию электрооборудования, всей коммуникационной системы с трубопроводами газа и перекачивающими станциями на предмет определения степени их эксплуатационной годности, эксплуатационного износа насосов, подстанций и т.д. Важно учитывать тот факт, что сегодня при транспортировке газа, нефти и электроэнергии, половина ресурсов может теряться в пути и не доходить до конечного потребителя.
Пришло время приступить к масштабному обновлению устаревших техники и оборудования. В их неисправности в Узбекистане постоянно обвиняют СССР, хотя уже в независимом Узбекистане 30 лет не проходило качественных ремонтных работ и замен инженерно-коммуникационных систем, установленных в советское время. Это происходит вследствие нецелевого использования бюджетных средств (деньги просто воруют, например, старое оборудование отмывают, шлифуют, а докладывают, что ставят новое). Именно поэтому и необходима ревизия всего энергетического комплекса в стране.
2. Приступить к обеспечению профессиональными кадрами энергетического сектора экономики. Сегодня при возникновении аварий сложилась ситуация, когда аварийных бригад и электромонтеров в стране не хватает. Все стараются стать проверяющими, поскольку это позволяет приходить к потребителю, торговаться с ним и забирать половину его денег, а вторую половину – списывать, что наблюдается повсеместно. Это простое хищение денежных средств у населения.
Важно обеспечить и качественную проверку приборов учета потребления электроэнергии, газа, воды, поскольку широко распространены случаи, когда по факту ресурсы потребителям не поставляются или поставляются частично и не каждый день, а платить им по показанию счетчиков приходится в полном объеме как будто указанных выше проблем не существует. При этом многие малоимущие семьи даже не имеют столько средств на оплату выставляемых им счетов. В такой ситуации невозможна и нормальная деятельность предприятий.
Кадровый вопрос в энергетическом секторе необходимо решать комплексно и системно. Сегодня назначают руководителей районных, городских, областных организаций по газоснабжению, которые стремятся трудоустроить всех своих родственников и знакомых, но это же не специалисты в данной области, а реальные специалисты отсутствуют, поскольку отрасль разрушается и перспектив ее развития не видно.
Важно обеспечить подготовку в колледжах (или лицеях) электромонтеров и других специалистов среднего звена в сфере жилищно-коммунального, народного, сельского хозяйства. Каждый год приходит, например, новый руководитель городской газовой организации, который сразу покупает себе дом, машину, а потом его сменяет новый руководитель. Такого не должно происходить в стране, кадрам нужно давать возможность качественно и продолжительно работать на своих должностях, тогда и эффективность их труда можно проанализировать и ввести ответственность за ненадлежащие исполнение должностных обязанностей и отсутствие результатов труда. Важно создать и кадровый резерв.
При проведении ревизии народу следует прямо и открыто говорить о накопившихся за последние 30 лет проблемах, признать факт наличия устаревшего оборудования в большом процентном соотношении, однако при этом четко расписать план действий по их постепенному решению с отчетом о результатах предпринимаемых действий (люди должны почувствовать эти результаты даже если не все вопросы удается решить сразу, тогда они с пониманием отнесутся к необходимости терпеть временные сложности в быту).
В бюджете государства важно предусмотреть средства на обновление техники и оборудования, инженерных систем коммуникаций. Однако от тендеров следует отказаться, поскольку их, как правило, выигрывают приближенные к принимающим соответствующие решения лица, а потом выходит, что проверяющим органам спросить результат не с кого, так как любая работа принимается.
Необходимо создать специализированную строительную бригаду, которая будет полностью подотчетна по понятным и прозрачным критериям качества выполненных работ. Все поступающие в процессе ремонта и обслуживания коммуникаций замечания важно рассматривать и оперативно устранять, даже если для этого потребуется немного отступить от действующих технических правил.
В первую очередь, важно удовлетворить спрос населения Узбекистана. В стране существуют свои правила и подходы к развитию энергетического сектора, не эффективно простое копирование западных стандартов, нужно учитывать и местные реалии Узбекистана, иначе останутся не выполненными и западные и национальные стандарты, а кризис будет только усугубляться. В Европе все компактно расположено на специально предназначенных для этого территориях, а в горах, степях и отдаленных аулах Узбекистана повторить европейский опыт проблематично и дорого, поэтому требуются альтернативная энергетика и связанные с ней решения.
Важно сегодня создать такие условия в государстве, чтобы в энергетической отрасли исключить коррупцию и разные злоупотребления должностными полномочиями, необходимо, чтобы за несколько лет была проведена действительно качественная и масштабная работа по ремонту и замене трубопроводов, подстанций, оборудования и т.д. В Узбекистане сегодня достаточно возможностей для того, чтобы выйти в будущем в лидеры в данной отрасли.
3. Предотвращать и исключать любые послабления со стороны государства в контроле их деятельности энергетических компаний. Важно наладить прозрачную систему поставки электричества и газа в дома населения по специальным договорам между потребителем и ресурсоснабжающими организациями, такими как «Электросеть» и «Горгаз». Необходимо поставлять ресурсы исключительно на договорной основе, поскольку сегодня свет в домах у людей может гореть тускло, а тепло быть недостаточным. Это вызывает непонимание и недовольство народа Узбекистана.
4. Не следует отказываться от многолетнего сотрудничества с разными странами в угоду интересам Западной Европы и США, которые, прежде всего, действуют в собственных интересах. Прозападные блогеры однобоко освещают все проблемы и события в стране, всегда и во всем стараясь обвинять руководство Узбекистана, в частности, в сдаче интересов узбекского народа в угоду русскому народу. Вообще не обоснован такой ракурс дискуссий, особенно в сети Интернет.
Все руководство нашей страны сегодня пытается быть максимально приближенным к народу. Именно в интересах узбекского народа важно сотрудничать со всеми традиционными игроками на энергетическом рынке, диверсифицируя риски, вообще не должна идти речь о политических предпочтениях. Более того, по состоянию современного Европейского Союза видно, что США безразлично, замерзнут европейцы или найдут сами способ как-то обогреться в условиях антироссийских санкций.
США даже выгодно продавать Западной Европе СПГ по более высоким ценам и то только в том случае, если азиатские страны не будут согласны купить американские ресурсы еще дороже. Как минимум, странно думать, что американцы и европейцы будут заботиться о благополучии узбекского народа после того, как Узбекистан создаст им максимальные привилегии в ущерб интересам других своих традиционных партнеров.
Именно для этого и нужна диверсификация энергетического партнерства. Если Узбекистану сегодня выгодно работать с Китаем или Россией, то нужно это делать, если существуют преимущества от сотрудничества с Францией – этим тоже надо заниматься. Прежде всего, Узбекистану нужно думать о благополучии своих граждан (успокоить, накормить людей, утеплить их дома).
Из соседнего Казахстана и России можно завозить уголь и дрова, но нужно нормализовать отношения для этого. Можно наладить, как в прежние времена, в магазинах торговлю углем в мешках. Все возможности необходимо детально изучить, уменьшить тарифы на железной дороге, чтобы снизить цены ресурсов. В связи с этим вновь возникает потребность в сотрудничестве со всеми странами, где проходит железная дорога.
Государство при необходимости может субсидировать отдельные виды деятельности, освободить некоторые компании от налогов. Если США и Китай могут завести топливо дешевле, то надо предоставить им такие возможности. Важно работать со всеми, кто готов к сотрудничеству. Узбекистан находится не в том положении, чтобы диктовать собственные политические условия крупным игрокам на энергетическом рынке.
Во все времена спецслужбы разных стран мира использовали энергетический фактор для организации народных протестов с целью смены руководства в конкретных странах в угоду своим интересам. Если сегодня на этом фоне видны организованные недовольства населения Узбекистана, значит кто-то оказывает внешнее информационно-организационное давление на людей, провоцирует массовые недовольства в социальных сетях в Интернете.
Именно поэтому важно спокойно обсуждать все проблемы с народом, советоваться, принимать своевременные решения, следить за качеством и скоростью их выполнения, чтобы обещания не оставались не реализованными. Не следует давать повод другим государствам извне пытаться нарушать стабильность в Узбекистане. Для этого важно объединить усилия всех компетентных органов и служб страны, тогда все вместе мы решим даже самые сложные задачи и приведем к процветанию родной Узбекистан.