Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Властям Узбекистана необходимо отказаться от политики безоговорочной поддержки ростовщического капитала в виде коммерческих банков и вместо этого поддержать производственный сектор, а также перерабатывающие отрасли, обеспечивая их недорогими финансовыми средствами, пишет в своей авторской статье эксперт, кандидат экономических наук Мирякуб Хайдаров.
– Пластиковые трубы и фитинги, бытовая химия, трикотаж и одежда, минеральные удобрения и полиграфические красители, резиновые гранулы, медицинские препараты, кормовые добавки для птицы и скота, строительные изделия, сырье и оборудование для производства продуктов питания, 3D панели, котлы местного отопления, телевизоры, мониторы, канцелярские товары, светодиодные лампы, сушилки для овощей и фруктов, химикаты, запчасти для сельскохозяйственной техники, различные типы витрин-холодильников, трансформаторные подстанции, конденсаторное оборудование и др. Всё это – виды продукции, производство которых освоено в Узбекистане за последнее время и, это в той или иной мере способствует решению проблем безработицы.
Однако, их объём не даёт высокий уровень конкурентоспособности на рынке, поскольку эффект масштаба еще не обеспечивается. Для достижения эффекта масштаба нужен гораздо больший объём их производства. Для наращивания же их производства нужно преодолеть экономический кризис. Именно поэтому рассмотрение и применения на практике положений учения Кейнса по выходу из кризиса может оказаться полезным.
1. Мейнард Кейнс считал, что недостаток денег в экономике является причиной безработицы. Если в экономике денег мало, то это ограничивает общие расходы в экономике. Соответственно рост предложения (увеличение производства) не будет стимулироваться. Обычно в более развитых странах коэффициент монетизации (отношение денежной массы к ВВП) выше. Потому, что, экономика развитых стран более эффективно направляет выпускаемые деньги в рост производства.
Если же экономика чрезмерно монополизирована, а расходы на реформы высокие и не дают должной отдачи в связи со слабым исполнением законов, то эмиссия новых денег ведет только к повышению цен, а роста монетизации не происходит.
Решение проблемы повышения монетизации в таких странах — в более равномерном распределении денежных ресурсов страны, не только по отраслям и от предприятий монополистов, но и среди населения, что повысит покупательскую способность в целом. Следует признать, в последние годы ЦБ Узбекистана многое делает для увеличения денежной массы в экономике. Но это, к сожалению, не сопровождается снижением трансакционных издержек в сопряженных сферах.
2. Мейнард Кейнс предлагал увеличивать массу денег в стране как средство их удешевления и соответственно снижения ставок ссудного процента, как способ поощрения инвестиций в производство. Ключевой целью здесь является снижение ставок по кредитам.
По теории Кейнса, снижение процентной ставки стимулирует рост инвестиций. Увеличение инвестиций – ключевой фактор экономического роста. В Узбекистане объём производства ВВП оценивается по кросс курсу в пределах лишь 1,5 тысячи долларов на душу населения в год. До 2030 года стоит задача по меньшей мере удвоить этот объём. (постановление Правительства от 20.10.2018 г. № 841 «О мерах по реализации Национальных целей и задач в области устойчивого развития на период до 2030 года»).
Процентные ставки по кредитам коммерческих банков на финансирование инвестиционных проектов составляют на сегодня порядка 21-23 процентов, и на оборотные средства порядка — 18-20 процентов. Но по таким ставкам, кредиты могут получать лишь те сектора, где норма прибыли выше 23%. Это может быть только торговля, за счет высокой оборачиваемости.
Производственный же сектор лишен коммерческого кредитования и инвестиций. При этом, ставка рефинансирования Центрального банка сохраняется на уровне 14%, хотя, она не должна бы превышать уровень инфляции (10,5%).
Главная проблема заключается в отсутствии механизма, который бы вынуждал коммерческие банки снижать процентные ставки для производственного сектора, что позволило бы предприятиям пополнять оборотные средства и расширять инвестиции. И ключевым фактором является, наличие у коммерческих банков бесплатных финансовых ресурсов в виде остатков на счетах юридических лиц, которые коммерческие банки могут использовать, не согласовывая с владельцами, на период бездействия этих средств.
То есть, поскольку по ресурсам нет конкуренции между коммерческими банками, они могут распоряжаться ими как пожелают: захотят выдают кредиты, не захотят повышают ставки по кредитам. Если бы они платили собственникам денег за их использование, и не только за использование, но и платили какие-то проценты за остатки на счетах клиентов, то эффективность использования денег существенно возрастет. Рост эффективности использования денег повлечет снижение и ставки рефинансирования и соответственно ставок коммерческих банков.
Однако, с позиции «банковского лобби» ликвидность многих коммерческих банков на «уровне плинтуса», и такой подход их обанкротит. Разумеется, такая реформа не может осуществиться как единовременный акт. Это можно осуществить лишь как среднесрочную программу, реализация которой существенно снизит и «задолларизованность» экономики, и соответственно долю теневой экономики.
3. Мейнард Кейнс был сторонником активной государственной экономической политики, то бишь, в отличии от «классиков» считал, что государство должно принимать решительные меры по выведению экономики из кризиса, а не бросать безработных и ключевые секторы экономики на произвол собственников капитала.
Кейнс настаивал на жизненной необходимости создания централизованного контроля в вопросах, которые ныне в основном предоставлены частной инициативе. Он считал, что государство должно оказывать свое руководящее влияние частично путем соответствующей системы налогов, частично фиксированием нормы процента и, возможно, другими способами.
Наши же налоги, при том, что в целом их бремя не большое, по сравнению, например, с Европейскими странами, их структура такова, что подавляет перерабатывающие отрасли генерирующие высокую добавленную стоимость и создающие больше рабочих мест, но поддерживает добывающие отрасли, которые создают мало добавленной стоимости. Таково свойство налога на добавленную стоимость.
4. Мейнард Кейнс был сторонником роста цен, как способа стимулирующего расширения торговли и производства. Эту мысль, он заимствовал от своего наставника Альфреда Маршала: повышение цен на продукцию стимулирует производителей увеличивать предложение своей продукции.
В нашей стране действуют несколько причин, противодействующих этому фактору стимулирования роста экономики.
Во-первых, рост цен не стимулирует местных производителей. Потому что реформы 2017 года по обеспечению свободной конвертации национальной валюты интегрировали национальную экономику в глобальный рынок, к чему страна еще не готова, ни по качеству рабочей силы, ни по структуре экономики. Имея колоссальные возможности по «эффекту масштаба» КНР, Индия, Бангладеш, Турция, и др. – могут предложить на наш внутренний рынок продукцию по гораздо низкой стоимости, подавляя своей конкурентоспособностью местных производителей.
Если до «валютной реформы» это как-то ограничивалось, то уже почти четыре года для их продукции — «добро пожаловать» на наш внутренний рынок. При этом, увеличение внешнего долга страны в значительной мере связан не с инвестированием иностранной валюты в национальную экономику, а с поддержкой обменного курса национальной валюты, что фактически поддерживает лишь иностранных производителей. В этих условиях рост цен не может стимулировать местных производителей.
Во-вторых, увеличивающийся разрыв между слишком большой частью неимущего населения и узким слоем богатых предопределяет в среднем низкую покупательскую способность потребителей. Поэтому рост цен сильно ограничивается потребительскими возможностями населения.
Его светлость барон Джон Мейнард Кейнс — признанный авторитет. Правда, он авторитет не в «блатной» среде, а лишь в узком кругу грамотных экономистов. Наверно стоило бы применить в нашей экономике его рекомендации по выведению из кризиса. А именно отказаться от политики безоговорочной поддержки ростовщического капитала в виде коммерческих банков. Вместо этого поддержать производственный сектор и перерабатывающие отрасли, обеспечивая его недорогими финансовыми средствами.