Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Компания AstraZeneca предложила запустить в Узбекистане программу раннего обнаружения хронической сердечной недостаточности (ХСН). Это поможет уменьшить количество смертей от сердечно-сосудистых заболеваний и увеличить среднюю продолжительность жизни граждан.
Предложение в рамках Третьего международного фармацевтического форума Узбекистана озвучила директор по развитию бизнеса и направления фронтьерных рынков AstraZeneca, Россия и Евразия, Татьяна Кубасова.
Она указала, что подобная программа улучшит ключевые этапы лечения пациентов – стандартизированный скрининг, маршрутизацию через горячую линию к специалистам, обеспечение индивидуализированного лечения по современным стандартам, а также введение цифровизации медицинских данных для более глубокого анализа.
По словам Кубасовой, такой подход не только спасет жизни, предотвращая быстрое прогрессирование заболевания, но и окажет существенное влияние на общественное здоровье в Узбекистане – стране с одним из самых высоких уровней смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. В 2023 году более 60% смертей в республике были связаны именно с проблемами кровообращения.
«Согласно стратегии государства до 2030 года, смертность от сердечно-сосудистых заболеваний в стране должна снизиться на 30%. Мы уверены, что внедрение скрининга ХСН как раз будет напрямую способствовать достижению этой цели. Как следствие, государство получит позитивный опыт реализации таких проектов, здоровых граждан, а система здравоохранения обновится за счет позитивного клинического опыта», – отметила Кубасова.
Новые механизмы оплаты дорогостоящего лечения
Также представитель AstraZeneca подняла вопрос о необходимости внедрения в Узбекистане пилотных проектов, связанных с разделением стоимости лечения, включая механизмы кост-шеринга и риск-шеринга.
Кубасова отметила, что для развития здравоохранения критически важно обеспечивать постоянное финансирование, особенно в таких сферах, требующих использования дорогостоящих целевых терапий, как онкология. Она подчеркнула, что несмотря на ограниченные бюджеты для закупки этих лекарств, пациенты должны иметь доступ к наилучшему возможному лечению.
«Модели разделения стоимости лечения могут реализовываться по-разному. Это могут быть скидки, дополнительные упаковки, развитие диагностических проектов. Мы понимаем, что модели кост-шеринга – это новая практика для узбекского рынка, и чтобы она превратилась в стандартную и регулярную, под это нужно новое регулирование», – отметила Кубасова.
В этой связи в компании предлагают рассмотреть запуск пилотных проектов, когда выбирается нозология, анализируются существующие на рынке препараты для ее лечения, а далее компания с регулятором обсуждают механику, как подобную программу корректно запустить с точки зрения текущих возможностей законодательства и оценки рисков, чтобы потом эти «пилоты» можно было масштабировать.
Представитель AstraZeneca подчеркнула, что международные компании готовы делиться опытом в реализации подобных проектов. Важно, чтобы к данной дискуссии подключились регуляторы и медицинские эксперты для выработки единого подхода.
Для справки. Риск-шеринг – модель лекарственного обеспечения с оплатой за результат. Оплата препарата по госконтракту осуществляется по факту получения терапевтического эффекта, иначе сумма контракта снижается.
Кост-шеринг – механизм совместного несения расходов.
Развивая экосистему
Сегодня фармацевтический сектор в Узбекистане динамично развивается. Этому способствуют сразу несколько факторов. Среди них – расширение национальной программы по диагностике и выявлению заболеваний, а также модернизация системы лекарственного обеспечения в соответствии с международными стандартами и поэтапное внедрение обязательного медицинского страхования.
В этом контексте Узбекистан представляет собой стратегический интерес для AstraZeneca. Как отметила Татьяна Кубасова, выходя на новый рынок, международная фармкомпания не только предоставляет медицинские препараты, но и создает всестороннюю экосистему. Это включает разработку диагностических программ, особенно важных для выявления серьезных заболеваний, которые требуют комплексного скрининга и генетических исследований.
«У международных компаний есть уникальная компетенция – возможность привлечь зарубежную экспертизу для обмена опытом по развитию здравоохранения. Например, наш шведский офис участвует в диалоге с государственными органами Узбекистана. Создание подобной экосистемы – это комплексный процесс, предполагающий крупные инвестиции со стороны производителя в создание инфраструктуры для диагностики и выстраивания процессов маршрутизации. Чтобы этот опыт был применим, нужно, чтобы система заработала, необходимо стабильное и долгосрочное партнерство регуляторов, компании и экспертов здравоохранения», – рассказала Кубасова.
Целиться точнее
Также представитель компании затронула проблемы существующего фармрынка в Узбекистане. По ее словам, одной из серьезных проблем развивающегося рынка является контрафактная продукция.
Контрафакт – это нарушение надлежащих дистрибьюторских практик (Good Distribution Practices, GDP), когда продукция должна соответствовать определенным стандартам, включая транспортировку в контролируемой холодовой цепи с датчиками температуры на каждой упаковке. Это крайне важно, особенно летом, когда температура может значительно повыситься. Сегодня Узбекистан активно внедряет систему маркировки, что является важным шагом в борьбе с серым импортом. Законодательство в этой области ужесточается, что помогает исключить нелегальный товар из оборота.
Несмотря на это, проблемы все еще существуют, ведь рынок не всегда может адекватно реагировать на эти меры, и в некоторых случаях возникает дополнительное давление на легальных дистрибьюторов, которые прилагают усилия для соблюдения всех правил. По мнению Кубасовой, важно не просто усиливать контроль, но и точно целиться в нарушителей, чтобы не оказывать излишнего давления на добросовестных участников рынка.
Самые быстрые новости в Телеграм. Присоединяйтесь.