Т. Какчекеев — «Турция активизировала работу в Центральной Азии»

0
326

Токтогул Какчекеев – исполнительный директор ассоциации политологов Кыргызстана.

В последние десятилетия Турция, претендуя на роль новой региональной сверхдержавы, все активнее стала проводить самостоятельную внешнюю политику, которую многие политологи называют неоосманистской. Причем экспансионистские амбиции Анкары стали расти весьма быстро и ориентированы на Ближний Восток, Закавказье и Центральную Азию, с учетом того, что многие из стран этих регионов некогда входили в состав Османской империи.

На фоне распада СССР и прежнего военно-политического раздела мирового влияния у политической элиты Турции вначале действительно была некоторая эйфория от восстановления контактов внутри “тюркского мира”. Был создан “Тюркский совет”, активизирована деятельность Международной организации тюркской культуры (ТЮРКСОЙ), Турецкого агентства по сотрудничеству и развитию (ТИКА), Парламентской ассамблеи тюркоязычных стран, Совета старейшин, Всемирной ассамблеи тюркских народов и так далее.

По примеру уже опробованного Западом использования различных НКО в смене политических приоритетов и ориентации в конкретных странах, Анкара стала выстраивать в Центральной Азии отношения на уровне социальных проектов, образования, культуры, развития сотрудничества в сфере транспорта и туризма, пытаться интегрировать экономики центрально-азиатских республик в собственную, путем выстраивания тесных связей на уровне малого и среднего бизнеса. Кроме того, была заметна тенденция к попыткам инвестиций в проекты в области здравоохранения, образования и социальной политики. В результате в ряде стран Центральной Азии появились очаги перманентного присутствия протурецкого лобби, в частности, в Кыргызстане, где выросло целое поколение элиты, получившее образование в турецких школах.

Весьма быстро в странах Центральной Азии возникло понимание, что экспансия турецкой экономики может обернуться серьезными проблемами для представителей среднего и малого бизнеса республик региона, местные бизнесмены и даже государственные предприятия, например, Кыргызстана и Узбекистана могут остаться не у дел после того, как турецкие товары хлынут на прилавки. Кроме того, есть опасность того, что Турция, экспортирующая в основном сельскохозяйственную продукцию, изменит ценовую политику, к которой привыкли государственные сельхозпредприятия республик, а это неизбежно повлечет снижение доходов в бюджет, увольнение части работников и, соответственно, снижение объемов производимой продукции в последствии.

При этом военный аспект вовлечения стран ЦА в “тюркскую семью” также не снимается Анкарой, и у руководства этой страны возникла идея построения “тюркского НАТО” с единой “Армией Турана”. Особенно активно эти идеи стали продвигаться Т.Эрдоганом на фоне обострения боевых действий в Нагорном Карабахе. Но эта неоосманская идея турецкого лидера не получает пока поддержки среди стран ЦА по ряду причин. И одной из них является память центральноазиатских государств ситуации, когда в девяностые годы Анкара пригрела у себя узбекских оппозиционеров, которые разрабатывали террористические акты, затем осуществленные в некоторых городах Узбекистана.